В 1960 году на сцене Татарского государственного академического театра им. Г. Камала состоялась премьера спектакля "Первая любовь" ("Беренче мђхђббђт") по одноимённой пьесе Хая Вахита. В постановке режиссёра Р. Бикчантаева эта пьеса стала знаковым явлением в татарской драматургии 1960-х гг. и культуре в целом: автор и режиссёр были удостоены Государственной премии им. Г. Тукая.

Габделхай Каюмович Вахитов родился 20 декабря 1918 г. в деревне Мемдель Дубъязского (в настоящее время — Высокогорского) района. Ещё в детстве он лишился обоих родителей и остался на попечении родственников. Пробудившийся уже в юности интерес к искусству предопределил дальнейшую судьбу X. Вахита. До Великой Отечественной войны будущий драматург учится в Казанском театральном техникуме, затем — в музыкальном училище, после чего устраивается в Татарский государственный ансамбль песни и пляски. В 1938—1940 годах появляются первые пьесы Хая Вахита — "Кровавые руки" ("Канлы куллар") и "Трутни" ("Соры кортлар"), выходит первый сборник его стихов под названием "Волны" ("Дулкыннар").

Великую Отечественную войну драматург начал со службы в Ансамбле песни и пляски Красной Армии, а закончил разведчиком бронепоезда. Потом — учёба в Казанской консерватории, на Высших литературных курсах в Москве. Музыкальное образование оказало влияние на творчество X. Вахита: в соавторстве с известными татарскими композиторами X. Валиуллиным, Р. Губай- дуллиным, С. Садыковой он создал несколько оперных либретто и музыкальных комедий, которые в разные годы были поставлены на сцене Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля. Это либретто к операм "Дим буе" ("На берегах Дёмы", 1965, композитор X. Валиуллин), "Ќиџангир" ("Джигангир", 1976, композитор Р. Губайдуллин), "Самат" (1957, композитор X. Валиуллин), музыкальные комедии "Кияњлђр" ("Женихи", 1972, композиторы Р. Гу- байдуллин и С. Садыкова), "Мђхђббђт ќыры" ("Песня любви", 1971, композиторы Р. Губайдуллин и С. Садыкова).

Пьесы X. Вахита написаны в разных жанрах. "Первая любовь", "Соћгы хат" ("Последнее письмо", 1966), "Туй алдыннан" ("Перед свадьбой", 1969), "Мђхђббђтећ чын булса" ("Если любовь настоящая", 1972), "Давыл" ("Буря", 1974), "Оныта алмасаћ нишлђрсећ" ("Если не забудется?", 1977) — драмы; "Рђхим итегез" ("Добро пожаловать", 1961), "Књк капусы ачылса" ("Если улыбнётся счастье", 1967), "Илџамия" ("Ильхамия", 1968), "Ике килен-килендђш" ("Две невестки", 1976) — комедии. Во второй половине 1950-х гг. драматург создал ряд скетчей : "Утырттылар" ("Посадили"), "Имтихан" ("Экзамен"), "Егет љйлђнђ" ("Парень женится"), "Сыйлады" ("Угостил") и др.

Драмы X. Вахита проникнуты мелодраматизмом. С этой точки зрения произведения драматурга могут быть рассмотрены как часть литературной традиции, становление и развитие которой связаны с именами М. Файзи ("Галиябану"), К. Тинчурина ("Голубая шаль", "Погасшие звёзды"). Возрождение этого жанра в 1960-х гг. — одно из проявлений "оттепели": зритель хотел видеть на сцене яркие, несхематизированные проявления человеческих эмоций, и мелодрама предоставляла драматургам возможность удовлетворить эти ожидания. "Первая любовь" оказалась у истоков этого ренессанса: она, как и написанные позже драмы, с большим успехом шла на сцене Татарского государственного театра им. Г. Камала и других театров.

В основе "Первой любви" — художественное изображение чувства. Герои пьесы — молодые люди, только ещё вступающие во взрослую жизнь. Появление таких героев — одна из особенностей драматургии второй половины 1950 — 1960-х гг. Таковы герои пьес В. Розова ("В добрый час", 1955; "В поисках радости", 1956), А. Арбузова ("Иркутская история", 1959), А. Штейна ("Океан", 1960) и др.

Талгат и Рахиля — это "новые" герои, способные к сильным чувствам и в то же время бескомпромиссные, отстаивающие право на свою точку зрения. Так, Талгат, вопреки советам окружающих поступить в институт, остаётся работать в деревне. Рахиля также

устраивается на ферму. Возможно, спустя 50 лет после постановки пьесы эти поступки представляются странными, но они характеризуют Талгата и Рахилю как людей, выбирающих самостоятельный путь в жизни. Однако не только "новые" герои предопределили успех "Первой любви" у зрителей: сюжет, полный перипетий, держит зрителя в постоянном эмоциональном напряжении. Только в третьем действии открывается тайна семьи Салима Гиреевича и его жены — Камил и: выясняется, что Рахиля — их приёмная дочь, что снимает препятствия для влюблённых друг в друга молодых людей.

К "новым" героям можно отнести и Нияза, главного героя драмы "Последнее письмо" . В ней драматург обращается к проблеме нравственного выбора. В образной системе пьесы противопоставляются Нияз и Зуфар, молодые врачи, только что закончившие медицинский институт и мечтающие о больших научных открытиях. Каждый идёт к своей мечте по-своему: Зуфар устраивает свою карьеру, Нияз, напротив, не ищет лёгких путей, уезжает в сельскую больницу, где продолжает свои научные разыскания и, в конечном итоге, изобретает новый медицинский препарат. Однако X. Вахит, как и в большинстве своих пьес, испытывает героя любовью. Нияз влюблён в Зухру, дочь профессора, с которой он и Зуфар вместе учились и занимались научной работой. Зуфар также любит Зухру и для того, чтобы оставить её с собой, инсценирует её спасение. В любовном треугольнике появляется ещё один персонаж — медсестра Розалия, которая влюбляется в Нияза и даже испытывает на себе действие изобретённого им препарата для анестезии.

Кульминация пьесы — восьмая картина, когда на свадьбу Нияза и Розалии неожиданно приезжает Зухра. Эмоциональное напряжение героев достигает апогея:

Розалия. Я хочу, чтобы вы были счастливы.

Нияз. Розалия!

Розалия. Если бы Зухра-апа не приехала... Нет, не то, не то я говорю... Если бы Зухра-апа не любила Вас и связала бы свою судьбу с другим человеком, может быть, тогда бы Вы смогли забыть её. Но она приехала. Теперь уже Вы не сможете забыть её, она всегда будет в Вашем сердце. Забудьте обо мне. Как будто Вы

меня никогда и не встречали. Я для Вас должна остаться только грустной песнью. (Идёт к двери.)

Нияз. Розалия!

Розалия (словно предупреждая). Нияз-абый!

Нияз. Грустная песня...

Почему несчастлив Нияз, целеустремлённый, честный, волевой человек? Это, скорее, результат неодностороннего понимания драматургом судьбы человека. Да, человек, подобно Ниязу, сам выбирает свой путь, но этот выбор не всегда делает его абсолютно счастливым, потому что есть обстоятельства, над которыми он не властен.

Спустя три года после постановки "Первой любви" на сцене ТГАТ им. Г. Камала была поставлена пьеса X. Вахита "Где же ты..." ("Кайда соћ син...", режиссёр Р. Бикчантаев). В её основе — романтическая история любви Шауката и Сарии. Включённые в пьесу песни придают ей лиризм и определяют движение эмоционального сюжета, развивающегося параллельно с "внешним".

Чувство, возникающее у Шауката к Сарие во время их случайной встречи, рождает в его душе мелодию:

Очраттым мин аны яр љстендђ,

Књзлђреннђн књзем алмадым.

Књћелемнећ аны бик књптђннђн

Эзлђгђнен шундук аћладым.

Встретил я её на высоком берегу,

Не могу отвести взгляда от её глаз.

Понял я, что с давних пор

Душа моя искала её.

(Подстрочный перевод)

Она становится лейтмотивом произведения и каждый раз приобретает новые эмоциональные оттенки. Так X. Вахит раскрывает сложный мир человеческой души, в котором соединяются самые разные переживания. Уже в конце первой картины эта мелодия звучит иначе:

Књћелемнећ аны бик књптђннђн

Эзлђгђнен шундук аћладым.

Йљрђгемнђн хислђр ташып чыкты,

Тик њзенђ ђйтђ алмадым.

Понял я: душа моя

Давно её искала.

Чувства переполняли моё сердце,

Но я не смог ей сказать об этом.

(Подстрочный перевод)

В этих словах — грусть расставания и в то же время сожаление о невысказанном признании в любви.

Шаукат и Сария любят друг друга, но, как и большинство героев X. Вахита, стремятся к большему. Маляр Шаукат мечтает стать композитором, Сария хочет учиться в консерватории, хотя родители считают, что ей надо закончить институт. В эпилоге пьесы, спустя три года после расставания, герои встречаются на том же самом месте, что и в первой картине. Шаукат — строитель и одновременно композитор, Сария — будущий геолог и музыкант. Каждый из них нашёл своё призвание, но самое главное — они нашли друг друга. Взвившееся ввысь пламя костра в эпилоге символизирует любовь и надежды героев на счастливую жизнь. О чём эта пьеса? О том, что по-настоящему счастлив человек лишь тогда, когда он любит и может быть полезен другим людям. "Частный" и "общественный" человек у Вахита не противопоставляются, а дополняют друг друга.

К поставленной в 1969 году на сцене Театра им. Г. Камала драме "Перед свадьбой" (режиссёр П. Исанбет) критика отнеслась неоднозначно. Споры в основном велись по поводу образа Марата — одного из главных персонажей пьесы, взявшего на себя чужую вину (вину своего друга Рафаэля) и проведшего пять лет в тюрьме. Очевидно, не все принимали то, что в качестве положительного героя в этой пьесе выведен человек, осуждённый (пусть и незаслуженно) на несколько лет лишения свободы. Жизненная позиция Марата состоит в том, что каждый человек несёт ответственность за свои поступки, ответственность перед самим собой и перед людьми, с которыми он живёт:

разные переживания, звучит иначе:

Марат. Рафаэль, скажи, думал ли ты обо мне? Все те пять лет, когда ты спал на мягкой постели, думал ли ты, где я сплю,

тепло ли мне? Ты же знаешь, как я ценил нашу дружбу! (...) Я был предан тебе душой, преклонялся перед тобой, гордился, что я твой друг. Мы все верили, что ты станешь знаменитым. Поэтому я и взял твою вину на себя.

Рафаэль. Ты сделал это потому, что тебе нечего было терять! Марат. Да, ты уже учился на третьем курсе института, я же не смог поступить. Тебе нельзя было терять не то что пять лет — месяца. Я ждал от тебя больших дел, научных открытий. Ты же был талантлив, Рафаэль. Ах, как я в тебя верил. Рафаэль. Я старался... Но за пять лет...

Марат (повышая голос). За десять! Пять твоих, пять моих (Спустя мгновение). Ты другим больше был обеспокоен: боялся, как бы кто не узнал твоей тайны, старался обрести душевное спокойствие. И в итоге забыл о самом главном долге, нет, не передо мной — перед людьми. Ты только боялся и дрожал. Ты потерял себя, Рафаэль.

Рафаэль. Выходит, не оправдал я твоих надежд. Марат. Ты обманул меня, Рафаэль. Но ты и себя обманул. Я ошибся, поверив тебе.

Рафаэль. Да, ты ошибся. За это я теперь должен страдать! За то, что ты когда-то ошибся! (Вахит 1973: 105—106).

Вместе с тем неверно относиться к Рафаэлю как к отрицательному персонажу. Очевидно, что цель автора не в том, чтобы возвысить одного из героев (Марата), а в том, чтобы изобразить человека в ситуации психологического конфликта, в ситуации разлада с самим собой. Рафаэль, пожалуй, переживает не меньшую жизненную драму, чем Марат: все эти годы он любил Йолдыз (из-за которой и совершил преступление), но, боясь подозрений, решил разорвать с ней отношения.

Пьеса оканчивается мотивом пути (Марат отправляется в дальнюю дорогу), что представляется не случайным. Путь выступает здесь как метафора: это жизненный путь, который выбирает себе человек. В 1972 году X. Вахит пишет драму "Если любовь настоящая". События, изображённые в этой пьесе, происходят в сельской школе, её герои — учителя. Как и в ранее созданных драмах, основой для драматического действия становится любовная коллизия: между молодым директором школы Анваром Галимовичем, приехавшей на работу учительницей Муршидой и Тагиром, племянником завуча Хаят Газизовны. Эта коллизия приобретает новое, обусловленное темой драмы, звучание. X. Вахит обращается к теме воспитания. Между директором школы и Хаят Газизовной происходит конфликт. Завуч не приемлет нравственного релятивизма директора, который пытается скрыть от других то, что зажжённый от вечного огня факел потух, когда его несли в школу для торжественной линейки по случаю присвоения ей имени когда-то учившегося здесь героя Советского Союза. Для Анвара Галимовича прежде всего важна карьера, а не правда. Идеалом учителя в пьесе X. Вахита становятся Хаят Газизовна и Нурислам Кадырович, который не представляет свою жизнь без любимой профессии: вынужденный оставить школу, где он проработал многие годы (на его место Анвар Галимович берёт Муршиду), Нурислам устраивается учителем в деревню, находящуюся в нескольких километрах от его дома.

В конце пьесы Муршида делает свой нелёгкий выбор: она любит Тагира, но не может (и не хочет) во имя личного счастья обмануть доверие своего класса. Поэтому героиня остаётся в деревне. Это и есть для драматурга настоящая любовь, в которой есть страдание и нет места эгоистическим чувствам.

В творчестве X. Вахита значительное место занимают комедия и близкие к ней жанры — водевиль, скетч. Комические произведения X. Вахита привлекают своей лёгкостью, юмором, музыкальностью. Незамысловатый сюжет, отсутствие острой сатиры, наивный (с позиций сегодняшнего дня) дидактизм не должны восприниматься как недостатки этих произведений. Смех, как известно, не всегда имеет сатирическую природу: его могут вызывать отдельные человеческие пороки (например, скупость) или нелепые ситуации. В комедиях X. Вахита природа комического преимущественно такова, хотя они и не лишены определённой степени сатиры.

Например, в комедии "Ильхамия" (1964) и водевиле "Если улыбнётся счастье" (1967) объектами сатиры становятся руководители, препятствующие молодым и инициативным героям осуществить свои планы. В "Ильхамие" это председатель колхоза Салах, который не поддерживает идею главной героини, агронома

Ильхамии, посадить на склонах холма сад. В водевиле "Если улыбнётся счастье" — директор комбината Гусман Ганиевич, пренебрежительно относящийся к предложению Газиза установить в сборочном цехе конвейер. Эти типичные для литературы 1960-х гг. производственные коллизии становятся источником для многочисленных комических сцен. В результате, Ильхамия и Газиз добиваются своего, а руководители оказываются в смешном положении (например, Гусман Ганиевич вместе с конвейером "приобретает" и двух зятьёв — Газиза и Гайфи, простого шофёра, которого он принимает за несуществующего знаменитого инженера Ризвана Арсланова).

В "Двух невестках" героини, Саджида и Разия, берутся за перевоспитание Рауфа, который, в конечном итоге, пересматривает свои взгляды на жизнь: Рауф осознаёт, что материальные ценности не столь значимы по сравнению с уважением односельчан (герой отказывается от лёгкого заработка, предлагаемого шабашником Каримуллой, и решает остаться в родном колхозе). Дидактическая по содержанию пьеса (дидактика

в комедии не в последнюю очередь определяется актуальной для 1970-х гг. проблемой: нежеланием молодёжи оставаться в деревне) приобретает форму весёлой комедии с песнями и плясками. Среди персонажей комедии выделяется Гимран. С ним связано большинство комических эпизодов. Так, во второй картине он, по религиозному обычаю, собирается прочитать никах Pay фу и Саджиде, но, в конце концов, напивается и начинает плясать. Возможно, сейчас эта сцена может показаться кощунственной, но нельзя забывать, что в татарской драматургии начиная со второй половины 1920 х гг. религия часто становилась предметом сатиры. Достаточно вспомнить ставшую классикой татарской драматургии драму К. Тинчурина "Голубая шаль".

Пьесы X. Вахита в 1960—1970-х гг. с успехом шли на сцене татарских театров. Некоторые из них были поставлены в национальных театрах союзных и автономных республик. О популярности пьес X. Вахита красноречиво свидетельствуют цифры: так, в премьерный для "Первой любви" сезон (1960) она была сыграна 99 раз, комедия "Добро пожаловать", премьера которой состоялась

в 1961 г., игралась 102 раза за сезон. Такой успех — заслуга не только драматурга, но и творческого коллектива театра.

Счастливая сценическая судьба первых пьес X. Вахита во многом связана с режиссёрским искусством Рафката Бикчантаева. Выпускник Казанского художественного училища (1944 г.), а затем — Московского государственного института искусства им. А. В. Луначарского (1949), Р. Бикчантаев с 1950 г. работал актёром ТГАТ им. Г. Камала. С середины 1950-х гг. он пробует себя и в качестве режиссёра. "Первая любовь" стала первой значительной работой молодого режиссёра, которая сделала его известным в этом качестве. В появившихся после премьеры спектакля (премьера состоялась 14 января 1960 г.) рецензиях их авторы наряду с драматургическим мастерством X. Вахита отмечали и режиссёрскую работу. В ней в полной мере проявился индивидуальный стиль Бикчантаева-режиссёра, для которого характерен "своеобразный синтез лирического, развлекательно-комического и юмористического начал" (Арсланов, 2002: 27). К работе над "Первой любовью" Р. Бикчантаев привлёк как известных (роль главы семьи, Салима Гиреевича, сыграл Камал III), так и молодых актёров: Шауката Биктимерова (Талгат), Наилю Гараеву (Рахиля).

Не меньшей популярностью у зрителя пользовались и последующие совместные работы X. Вахита и Р. Бикчантаева: комедии "Добро пожаловать" (1961), "Где же ты?" (1963), водевиль "Если улыбнётся счастье" (1967). Последняя пьеса в течение десяти лет не сходила со сцены театра. Её успех в первую очередь связан с жанровой формой водевиля, новой для татарского театрального искусства. Как пишет М. Арсланов: "Жанр водевиля, близкий больше к театру музыкальной комедии, чем к драматическому, требовал от актёров особой лёгкости, воздушности исполнения. От них требовалось великолепное чувство темпо-ритма действия, умение зажигательно вести диалог, столь же темпераментно спеть и сплясать, а также отточенная пластика, музыкальные способности. При этом зритель не должен был чувствовать объёма затраченного исполнителем огромного труда, а воспринимать происходящее как непосредственную импровизацию" (Арсланов, 2002: 34). С этой задачей блестяще справились актёры Н. Гараева (Рамзия), Р. Абульмамбетов (Газиз), Г. Надрюков (Гусман Ганиевич), Н. Аюпов (Ризван Арсланов). Роль Гайфи сыграл сам режиссёр, Р. Бикчантаев.

Помимо Р. Бикчантаева, к пьесам X. Вахита в разные годы обращались П. Исанбет ("Ильхамия", "Перед свадьбой", "Если любовь настоящая", "Если не забудется"), М. Салимжанов ("Две невестки", "Развод по-татарски", 1979).

В чём причина успеха драматургии X. Вахита? Очевидно, их жанрово-стилистические особенности оказались созвучными эмоциональному подъёму 1960-х гг. Уставший от серьёзных, идеологически выверенных пьес предшествующего десятилетия зритель чаял увидеть на сцене яркие эмоции, несхематизированные характеры, наконец, просто зрелище с музыкой, плясками, юмором. Примечательно в этой связи, что "Первая любовь" трижды обсуждалась на заседании художественного совета ТГАТ им. Г. Камала. "Однако,— пишет М. Арсланов,— ни во время первой "считки", ни после сдачи в день премьеры у многих членов художественного совета не было уверенности в её дальнейшей судьбе" (Арсланов, 2002: 16). Опасения театральных деятелей оказались напрасными: зритель с воодушевлением принял драматургию X. Вахита, о чём свидетельствуют почти постоянные аншлаги на спектаклях.

В 1980—1990-х гг. пьесы X. Вахита редко встречаются в репертуаре ТГАТ им. Г. Камала. Изменилось время, стали другими идеалы, а вместе с ними — герои произведений. Лёгкие, проникнутые мелодраматизмом пьесы X. Вахита, оказались за пределами мейнстрима драматургии 1980—1990-х гг. Показательно, что в это время из драматургического наследия писателя режиссёры выбирают пьесы иного рода. Так, в репертуаре Театра им. Г. Камала в 1983 г. вновь появляется пьеса "Перед свадьбой", к этой же пьесе в конце 1990 х обращается главный режиссёр театра им. К. Тинчурина Р. Загидуллин (в его постановке пьеса называется "Снова о любви", 1998). По словам театроведа И. Иляловой, "Снова о любви" поставлена в жанре психологической драмы, а сама постановка "пронизана тонкой, лирической чеховской атмосферой" (Илялова, 2002: 169). Впрочем, в репертуаре театра 1990-х гг. была и музыкальная комедия X. Вахита "Женихи" (1994, реж. Р. Загидуллин).

В новом тысячелетии запомнились постановка комедии "Талак-талак" ("Развод по татарски", 2005, реж. Р. Фазлыев) в ТГАТ им. Г. Камала и обновлённая версия "Женихов" в постановке Р. Загидуллина (2011).

Несмотря на то, что современные режиссёры всё реже обращаются к пьесам X. Вахита, несомненно, одно: X. Вахит является одним из классиков татарской драматургии, который наряду с Т. Миннуллиным, А. Гилязовым, Ш. Хусаиновым стоял у истоков её обновления в 1960—1970-х гг.

Таким образом, творчество X. Вахита стало заметным явлением в драматургии 1960 —1970 х гг. Его пьесы, которые с успехом ставились не только в татарских, но и других национальных театрах, наряду с драматическими произведениями Т. Миннуллина, Ш. Хусаинова, А. Гилязова явились выражением "оттепельных" настроений в татарской драматургии.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.