Драма X. Вахита "Первая любовь" была поставлена на сцене Театра им. Г. Камала в 1960 году, спустя четыре года после XX съезда КПСС (1956), ставшего точкой отсчёта "хрущёвской оттепели". Пьеса была высоко оценена зрителями и критиками. В чём причина такого успеха?

Прежде всего тема "Первой любви", её эмоциональный тон оказались созвучными общественному настроению рубежа 1950— 1960-х гг., когда параллельно с либерализацией политической системы происходила гуманизация культуры. В её центре вновь оказывался человек, как таковой, в многообразии интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Хай Вахит сделал предметом художественного изображения в своей пьесе человеческие чувства. Каждый из героев его пьесы показан как человек чувствующий, переживающий. Чувства и переживания героев реалистичны, в них нет шаблонности и схематизма, столь характерных для драматургии предшествующего десятилетия. Это становится очевидным уже с первых страниц (когда Талгат впервые встречается с Рахилёй). Перед читателем (зрителем) предстают не идеализированные герои, а жизненно правдивые характеры. Так, Рахиля во время этой встречи держится несколько кокетливо, но это не мешает ей проявить сочувствие к Талгату по случаю смерти его матери. Переход от одной эмоции к другой у Рахили происходит очень быстро. Вот она уже заигрывает с Талгатом, пряча забытую им кепку, затем манерничает за столом, после — искренне хочет помочь Талгату (уговаривает его остать ся у них жить) и негодует по поводу поведения своей "матери", Камили, которая неодобрительно относится к этой идее. Кому то Рахиля в этой сцене может показаться ветреной, но разве это не естественно для семнадцатилетней девушки? Талгат в первой сцене ведёт себя сдержанно и даже застенчиво.

Это вполне понятно: он в этом доме впервые, да ещё с таким деликатным делом (Талгат приехал, чтобы передать письмо от своей матери "отцу" Рахили, Салиму Гиреевичу). Но и его мы видим в разных эмоциональных проявлениях. Вот он, собравшись было уже уходить из дома, где живёт Рахиля, на минуту останавливается в дверях, увлечённый игрой Рахили на скрипке, а вот — серьёзно говорит о смерти матери (видно, что это тяжёлые для него воспоминания) и резко об отце: "У меня нет отца. Никогда не было!". Однако и он не может серьёзно смотреть на ребячество Рахили и смеётся вместе с ней, когда она прячет его кепку.

Жизненно-правдоподобными перед зрителями предстают и другие герои. Камиля, например, поначалу настроена против Талгата. Её нетрудно понять: она любит своего мужа и ревнует его ко всему, что связывает его с прошлым. К тому же, как "мать", Камиля хочет счастья своей "дочери" (которое она видит в её браке с учителем школы Госманом Акберовичем), а появление в их доме Талгата может расстроить её планы.

Салим Гиреевич переживает во время встречи с сыном смешанные чувства. С одной стороны, он рад этой встрече, горд за своего сына; с другой, испытывает угрызения совести оттого, что на протяжении многих лет не проявлял заботы о своём ребёнке.

Даже Госман Акберович, выступающий в пьесе как отрицательный персонаж, не воспринимается как бездушная функция: он действительно любит Рахилю, по-своему хочет сделать её счастливой.

Это многообразие чувств и эмоций зритель видит на протяжении всей пьесы. Вот во втором действии Салим Гиреевич изображается в ситуации сильного душевного потрясения, вызванного рассказом Талгата о трудностях, которые они испытывали, живя с матерью. Этот рассказ и обвинения, высказываемые Талгатом в адрес своего отца, ненависть, звучащие в его (Талгата) словах, усугубляют чувство вины у Салима Гиреевича: герой не находит сил, чтобы признаться Талгату в том, что он его отец.

А вот Рахиля искренне переживает за Талгата, который, по её мнению, совершает необдуманный поступок: вместо того, чтобы поступать в вуз, Талгат решает остаться работать в деревне. Кто прав в этом споре героев? Пожалуй, оба. Рахиля имеет своё представление о будущем (оно связано с учёбой в Казани, дальнейшим карьерным и профессиональным ростом), Талгат — своё (он любит деревню, её природу, свою работу). Драматург не стремится представить какую-то из этих точек зрения как истинную, хотя и сим патизирует Талгату.

В большинстве пьес X. Вахита любовные коллизии выступают как основа сюжета. В "Первой любви" любовь — это ещё и тема произведения. Авторская концепция любви выражается в монологе Талгата в конце второго действия: "Я тебя сразу полюбил. А как — даже не заметил. Видеть тебя — одно это стало для меня счастьем. Всё вокруг стало для меня иным! Я раньше красоты восхода не замечал, прелести цветов... И всё вокруг говорит, шепчет, рассказывает о тебе. Где бы я ни очутился, я всюду слышу песню о твоей красоте".

Любовь — преображающее человека чувство, любовь к человеку рождает в душе любящего любовь ко всему миру. Она не может быть эгоистичной, не может замыкаться на себе (как любовь Госмана Акберовича, который думает прежде всего о себе). Об этом же в конце пьесы говорит и Рахиля.

"Рахиля. Не пущу! Ты что?! Никуда не пущу! Сама не уеду и тебя не отпущу! Мне только сейчас... только сейчас интересно жить стало! А ведь это всё ты! Ты перевернул мою жизнь! Я хочу с тобой, рядом... Я полюбила эти камыши, эту кривую берёзу, день, ночь! Талгат, я влюбилась в твоё стадо! Я всё, всё люблю! В первый раз! Никуда не пущу!)"

Пьеса X. Вахита "Первая любовь" стала одним из первых про явлений "оттепели" в татарской драматургии. Типологически эта пьеса может быть поставлена в один ряд с произведениями В. Розова — одного из известных русских драматургов конца 1950-1960 х гг.

Как и X. Вахит, В. Розов является первооткрывателем "молодёжной" темы в драматургии второй половины 1950—1960-х гг. В своих ранних пьесах ("В добрый час!", "В поисках радости") Розов создал героя нового типа: молодого романтика, максималиста, часто видевшего жизнь в розовом свете. В критике тех лет быстро закрепилось обозначение таких героев — "розовские мальчики". Подобно тому, как "Первая любовь" X. Вахита стоя л а у истоков обновления татарской драматургии, пьеса В. Розова "В добрый час!", премьера которой состоялась шестью годами раньше — в 1954 году (пьеса была поставлена в Центральном детском театре молодым режиссёром Анатолием Эфросом), стояла у истоков новаторских тенденций в драматургии русской.

Главный герой пьесы "В добрый час!", Андрей Аверин, первый в галерее "розовских мальчиков". Андрею, как и Талгату из "Первой любви" X. Вахита, свойственны принципиальность, независимость суждений, романтизм. Вопреки желанию матери, Анастасии Ефремовны, которая хочет, чтобы её сын поступил в престижный физико-технический институт им. Баумана, Андрей решает начать самостоятельную жизнь: со своим двоюродным братом Алексеем (Алексей приехал в Москву поступать в сельскохозяйственную академию) Андрей отправляется в Сибирь.

Как и X. Вахит, Розов изображает своих героев в ситуации нравственного выбора. Андрей, например, считает бесчестным поступить в вуз по протекции, как это делает Вадим, который хочет начать свою жизнь "с чёрного хода" — воспользоваться положением отца и поступить в престижный вуз. Ситуация выбора определяет характер драматического конфликта. Конфликт в пьесе В. Розова не сводится к противоречию между "отцами и детьми", не ограничивается столкновением жизненных позиций героев (Андрея, Алексея и их друзей, с одной стороны, Вадима — с другой). Сущность драматического конфликта определяется представлением автора о сложности и противоречивости жизни и человека, что находит отражение в характерах героев, и прежде всего в характере Андрея Аверина.

Если сравнивать характеры Талгата и Андрея, то нельзя не обратить внимания на цельность натуры Талгата и противоречивость Андрея. Целеустремлённость, решительность, самостоятельность руководят поступками героя пьесы X. Вахита, и эти качества сближают его скорее с характером брата Андрея — Алексея (Алексей с детских лет привык к труду, рано узнал, что такое ответственность, и пошёл в сельскохозяйственную академию по призванию). Андрей не имеет ясных представлений о жизни, о своём предназначении, в чём открыто признаётся своим друзьям: "Вот нас учат в школе — там всё более-менее ясно, а посмотришь на жизнь — иногда ничего не понимаешь" (Розов, 1973: 50). С чем связано это обстоятельство? Конечно, в немалой степени с условиями, в которых выросли герои.

Талгат вырос в неполной семье и с детских лет привык преодолевать жизненные трудности, которые неведомы Андрею, выросшему в состоятельной профессорской семье. Но не только этим обусловлено различие характеров Талгата и Андрея. Выскажем предположение, что цельность Талгата определяется и традиционным для национального сознания татар представлением о мужчине, в котором особо значимы внутренняя цельность и независимость. Вместе с тем стоит указать и на жанровые особенности пьесы X. Вахита.

"Первая любовь" — мелодрама . "Мелодрама, — пишет С. Балухатый, — намечает сюжет, устанавливает тему, подбирает и координирует характеры и их поведение, организует диалог и движет композицию с расчётом вызвать у зрителя наисильнейшее напряжение его художественных эмоций, наибольшую "предельную" реакцию его чувств на эффекты слова-действия, в драматической форме явленные и в сценические рамки вставленные" (Балухатый, 1990: 30). Для мелодрамы характерны рассчитанные на сильную эмоциональную реакцию зрителя резкие и неожиданные повороты в сюжете, непрерывная смена "счастливых" и "несчастливых" эпизодов, нарочито экспрессивная речь персонажей. Сюжет в мелодраме часто выстраивается вокруг мотива тайны, держащей зрителя (читателя) в непрерывном интересе ко всему ходу событий.

Сюжет "Первой любви" строится вокруг тайны рождения героев. Если о тайне рождения Талгата зрителю становится известно уже в начале пьесы, то о тайне Рахили (Рахиля оказывается приёмной дочерью отца Талгата — Салима Гиреевича) зритель узнаёт лишь в её конце.

Зрительское напряжение в пьесе поддерживается и частой сменой счастливых и несчастливых для главных героев событий: встреча Рахили и Талгата и возникшее между героями чувство любви сменяется отчаянием Талгата, который узнаёт об отношениях между Рахилёй и Госманом Акберовичем; когда же выясняется, что Рахиля не любит учителя школы, Талгат вновь чувствует себя счастливым, но лишь до тех пор, пока не выясняется история его рождения; наконец завершающий пьесу "поворот" — разгадка тайны Рахили — вновь открывает перед героем счастливую перспективу.

Итак, рассматривая "Первую любовь" X. Вахита и "В добрый час!" В. Розова в контексте драматургии "оттепели" и указывая на элементы сходства между этими пьесами, нельзя не увидеть различий, обусловленных традициями национальной драматургии, спецификой жанра и (что немаловажно) особенностями националы ной культуры.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.