Содержание материала

Драматическая поэма в восьми картинах

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Нияз — врач-хирург, только что окончивший институт.
Зухра — врач-терапевт, только что окончившая институт.
Ибрагим — старый врач-терапевт, главный врач участковой больницы.
Дильбар Галеевна — врач-терапевт.
Розалия — медсестра.
Файзи Шакирович — пациент больницы.
Рафаэль — младший брат Зухры. Студентка.

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Лето, июнь. В актовом зале медицинского института идёт выпускной вечер — последний студенческий вечер будущих врачей; перед нами часть колонного зала с высоким и широким окном. При открытии занавеса оркестр играет бурный вальс.

Появляется Нияз, он явно встревожен, кого-то ищет. Через некоторое время входят Зухра, Зуфар и Рафаэль. Нияз спешит к ним навстречу.

Нияз. Вечер давно начался, почему вы опоздали?!

Рафаэль. Если бы вы знали, Нияз, если бы только знали, что произошло!

Нияз. Зухра, на тебе лица нет! (Увидев перевязанную руку Зуфара, тревожно.) Что с твоей рукой? Что случилось?!

Рафаэль. Бандиты! На Зухру напали бандиты! Если бы не Зуфар...

Зухра. Мы были на даче. Зуфар должен был приехать за нами, но опоздал...

Зуфар. Никак не мог поймать такси...

Зухра. Тогда мы с Рафаэлем решили пойти пешком...

Рафаэль. Только вошли в лес — навстречу двое. Пьяные. Начали приставать к Зухре. Загибают ей руки, куда-то тащат...

Зухра. Я потеряла сознание...

Нияз (Рафаэлю). А ты?

Рафаэль. Я бросился на них. Но, понимаешь, они здоровенные, как медведи. Тогда я побежал обратно на дачу — звать на помощь. Но и там никого нет. Бегу назад и вижу — какой-то человек в одиночку схватился с бандитами. Одного ногой ударил, другому кулаком в ухо!.. Убежали бандиты. И кто это был, думаете? Зуфар! Это он спас сестру от верной смерти.

Нияз (Зуфару). А тебя ножом по руке?.. Рана не опасная?

Зуфар. А, чепуха! Царапина... Ты подумай — и это во второй половине двадцатого века! Ах, подлецы, варвары!

Нияз. Молодец, не растерялся.

Зуфар. А, брось! Любой на моём месте поступил бы так же. Ладно, оставим это, забудем. Сегодня у нас праздник.

К ним подходит Ибрагим.

Ибрагим. Поздравляю, поздравляю! Вчерашние студенты, завтрашние врачи, нуте-с, разрешите пожать ваши руки. Зухра. Спасибо, Ибрагим-абый!

Остальные. Спасибо, спасибо!

Зуфар. Дипломы в карманах, Ибрагим абый, и мы стали совершеннолетними .

Зухра. Ой, и радостно, и грустно... Ведь шесть лет учились вместе. Шесть лет! Вот мы расправили крылья и разлетимся — все в разные стороны.

Зуфар. На поиски счастья! Только сами ещё не знаем, где и в чём оно.

Ибрагим. Если хотите видеть счастье, пожалуйте ко мне, в участковую сельскую больницу. Настоящее счастье, друзья мои, в любимой и не всегда лёгкой работе. (После паузы.) Ну, кто из вас? Нияз, ты?

Нияз. Нет, Ибрагим-абый, меня оставляют в городе.

Ибрагим. Думаешь, город без тебя не проживёт?

Нияз (смеётся). Даже не представляю, как он обойдётся без меня.

Ибрагим. А я-то думал — не удастся ли кого-нибудь из вас перетянуть в деревню. И приехал-то только ради этого.

Зуфар. В институте мы занимались в кружке — втроём работали над одной большой темой и уже достигли кое-каких результатов. Чтобы дать нам возможность продолжать эту работу, нас всех троих оставляют в городе.

Ибрагим. Ну что ж, поздравляю, желаю успехов.

Зуфар (Ниязу). Между прочим, ты не показывался три дня. А за эти три дня появилось множество новостей. Наш труд поместят в журнале. Это — раз. Подписан приказ по ректорату — нам объявляют благодарность. Это — два!

Ибрагим. Ого, у вас, оказывается, нынче сугубо торжественный день! Поздравляю ещё раз, поздравляю!

Зуфар. Где я только не был, до министерства дошёл!

Нияз. Что и говорить, организовывать ты мастер.

Зуфар. Нельзя не отметить такое торжество. (Вынимает из кармана бутылку вина. Делает из бумаги бокалы, наливает вино.) Последний тост перед большой дорогой!

Зухра (подняв бокал, шутливо). Взять от жизни всё, что можно!

Зуфар. Не забывайте — в институте мы получили только минимум знаний. Путь в науку только начинается!

Нияз (подняв бокал). Шагать всегда к солнцу, чтобы тень была позади!

Остальные. Шагать к солнцу! Пусть тень остаётся позади.

Ибрагим. Живите так, чтобы потом не пришлось стыдиться прожитых годов.

Нияз. Не искать лёгких путей!

Остальные. Не искать лёгких путей! Не искать!

Чокаются бумажными бокалами. Входит Рафаэль.

Зухра (Рафаэлю). Рафаэль, тебе тут нечего делать, иди домой. Рафаэль. Сейчас, только станцую разок с одной девушкой... Зухра. Твоя девушка ещё в яслях в куклы играет.

Рафаэль подходит к девушке, стоящей возле колонны, приглашает её на танец.

Зухра. Ибрагим-ага, разрешите пригласить Вас на вальс. Ибрагим и Зухра вальсируют. Нияз остаётся один.

Нияз. Жизненный путь не дорожка в саду. Ждут нас в дороге и радость, и горе. Будут лучистые, ясные зори, Грозы сторонкою не обойдут.

Но, заблудившись, найдёшь ты дорогу, Коли стремишься ты к ней... К цели иди неуклонно и строго, Но не отыскивай лёгких путей!

Возвращается Зухра, за нею Зуфар. У обоих настроение по-праздничному приподнятое.

Зухра. Нияз, а ты почему не танцуешь? Отчего у тебя такое мрачное лицо?

Зуфар. Что с тобой?

Нияз (помолчав). Мне не хотелось портить вам настроение в такой день, в последний наш вечер... Зуфар. Ну-ну? Что такое?

Нияз. Друзья мои, ведь мы ошиблись. Наш научный труд, с которым мы так носились, — чепуха, заблуждение, мыльный пузырь.

Зуфар. Что?!

Нияз . У нас методика была неправильной. Мы пошли по ложной дороге. Короче — полученный результат ошибочный. Необоснованный.

Зуфар. Не может быть!

Нияз. Я три дия безвыходно работал в лаборатории. Проводил новые испытания. Три раза повторял их — результат тот же: мы ошиблись. Вот пропорции и все расчёты. (Достаёт блокнот.)

Зуфар и Зухра просматривают, у обоих падает настроение.

Зуфар. Ах, чёрт возьми, как же мы раньше об этом не подумали? Вот беда, надо же!

Долгая пауза.

Зухра. Что же делать теперь?

Нияз. Сами завязали узел, самим нужно и развязывать.

Зуфар. То есть рассказать? И ректорату, и студентам? Признаться — мы ошиблись, извините, пожалуйста, напрасно подняли шум... Оказывается, мы бестолочь и дураки... Так?

Нияз. Другого выхода нет.

Зухра. О боже, что за день сегодня!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.