Юкачева Раушания Хуснутдиновна

 

Родилась 18 февраля 1956 г. в д. Конь Пестречинского района ТАССР.
В 1981 г. окончила Казанское театральное училище (курс М. X. Салимжанова) и была направлена в Альметьевский татарский театр.
С 12 октября 1983 г. в труппе академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка РТ (2003).
Народная артистка РТ (2009).

 

Вблизи Казани, недалеко от опушки густого леса в деревне, в крестьянской семье родилась девочка по имени Раушания, что в переводе с персидского означает «сияющая». Действительно, девушка оказалась с яркими, сияющими глазами, да и весь ее жизнелюбивый облик был под стать имени.

Как все советские дети, училась в школе, участвовала в школьной художественной самодеятельности. По окончанию школы, по настоянию родителей поступила в Казанский техникум связи. Однако, проучившись два года, поняла, что это не ее дело. Затем по примеру старшего родственника Айдара Хафизова, закончившего Казанское театральное училище и уже работавшего в Камаловском театре, Раушания поступила в то же театральное училище. Курс набрался любопытный, разнохарактерный. Незабываемые годы учебы, интереснейшие занятия мастерством актера у М. Салимжанова. Среди юношей курса находился и бравый, пришедший после службы на флоте, остроумный, веселый, доброжелательный, улыбчивый Коля Юкачев. Он еще долго щеголял в полосатой матросской майке. Коля — русский парень, выросший в татарской деревне, оттого в совершенстве знающий татарский язык, даже лучше некоторых татар, потому и учившийся в татарской актерской группе. Он-то и завоевал сердце Раушании, красивой девушки с яркими, лучистыми, сияющими глазами. Они сыграли свадьбу. Построили свой дом, крепкую, дружную семью, родилась дочка Света. Счастливо прожили с Колей

несколько лет, но 3 октября 2009 года Колю унесла коварная болезнь. Переживания Раушании трудно передать. Мысленно она все время с мужем.

Ну а тогда, после окончания училища, их направили в Альметьевский татарский театр. Однако там их актерская судьба не сложилась, они даже хотели уйти из профессии. Но Марсель Хакимович Салимжанов, узнавший про подобные мысли, пригласил своих учеников в камаловский театр, и с октября 1983 года началась их по-настоящему творческая жизнь. Через несколько лет оба стали заслуженными артистами республики. 18 февраля 2009 года, в день своего рождения, Раушания по радио узнала о присвоении ей звания народной артистки Татарстана.

Благодаря сохранившейся тонкой фигуре, моложавости, Юкачева в течении почти двадцати лет играла юных героинь с присущей ее индивидуальности мягкостью, поэтичностью. Образы Зульфии в одноименной драме К. Амирова, первой роли, сыгранной в Камаловском театре, сказочной Зухры — «Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша обладали искренностью, естественной непосредственностью. Среди первых работ особо запомнилась Сарби — «Молодые сердца» Ф. Бурнаша. Казалось бы, в традиционной любовной ситуации молодых людей, десятки раз игранных на сцене татарского театра, нет ничего нового. Но актриса оказалась столь достоверно чистосердечна в своей любви к Хайретдину, что зритель без остатка верил в первозданность ее чувства. Душевная эмоциональность Сарби была так сильна, что свои переживания она передала через песню.

Всем ее юным героиням были присущи индивидуальные черты Юкачевой — мягкость, лиричность, некоторая тихость.

Несколько позже актриса впервые встретилась с подлинно трагической ролью — судьбой молодой деревенской, дореволюционной женщины Шамсекамар в одноименной драме М. Аблиева. Она раскрывала жизнь героини, которую путем угроз пытался отнять у мужа богач Саляхи. Слова из статьи журнала «Театр» за 1940 год о том, что эта забитая татарка, придавленная изуверскими законами, в каком-то строгом величии переживает свой позор, горе и унижение, полностью можно отнести к работе Юкачевой.

В эти же годы актриса создает абсолютно противоположный образ Фирдаус в невероятно популярных у молодежи, веселых, с какой-то весенней атмосферой, полных импровизации спектаклях «Казанские парни», «Вновь казанские парни» М. Гилязова, идущих с 1990-го по сегодняшний день (новый актерский состав). Эта Фирдаус оказалась задорной, одновременно деловой, наполненной мажорным мироощущением юности, радостной любовью к жизни девушкой. Исполнение темпераментное, проникнутое тонким лукавством. Чем-то на Фирдаус была похожа энергичная Сажида — «Четыре жениха Диляфруз» Т. Миннуллина. Рядом с ними полностью контрастная, глупейшая мещанка Дригамбар — «Портфель» Н. Исанбета или драматические Зарема — «Под знаком Марса» Р. Хамида, Руфия — «Бичура» М. Гилязова, забавная в своей тревоге Нина — «Колыбельная» Т. Миннуллина.

Со временем Юкачева начала переходить на роли возрастных, разных по сути социальных героинь, проникнутых духом времени. Среди них изнывающая от скуки, от безделья, избалованная ханша Танай — «Рыжий насмешник и его черноволосая красавица» Н. Исанбета, суматошная Сажида — «Вызывали?» 3. Хакима; неприятная, циничная Сакина — «Наследие» Г. Каюмова. Актриса долго, почти во всех сериях знаменитых детских пьес о псе Акбае Т. Миннуллина, очень легко, достоверно играла коварную кошечку Тамлетамак.

Одной из последних по времени работ, отличных, неожиданных для индивидуальности актрисы, стало создание многогранного образа Марфуги — «Заблудший соловей» Р. Зайдуллы. Артистка с точным знанием современной действительности создала характер сегодняшней хваткой, деловой женщины — эдакой бизнес-леди. Она хорошо, стильно одета. Держит себя строго, неприступно. Порой, когда нужно по делу, кажется мягкой, женственной, улыбчивой. Но за внешней маской скрывается прагматичный, холодный, расчетливый, жесткий ум современного бизнесмена, ради собственной выгоды могущего перешагивать через трупы.

Самые последние роли Юкачевой — Ландыш — «Горький цвет» И.Зайнцева, Бади — «Гульжамал» Н. Исанбета, Вика — «Дачный сезон» С. Юзеева. В последнем спектакле актриса, так же как ее партнер А. Хисматов, предельно жизненно узнаваема. Она кажется не актрисой, играющей роль, а нашей знакомой, соседкой по даче, с которой можно поболтать, попить вместе чай. Такая естественность на сцене — замечательный показатель актерского мастерства.

Раушания Юкачева по жизни активный человек. Ей стало тесно в актерской профессии, поэтому она, одновременно с актерской деятельностью, занялась с 1989 года административной работой. В 1989—1999 годы — руководитель при Камаловском театре студией «Балачак» («Детство»), в 1998—2001 годы — замдиректора Камаловского театра, в 2002—2005 годы — директор городской филармонии, наконец с 2011 года — заместитель председателя Союза театральных деятелей РТ.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.