Шайхетдинов Наиль Шамсутдинович

 

Родился 1 марта 1941 г. в с. Дашманка Черемшанского района (бывш. Первомайский) ТАССР.
В 1965 г. окончил Казанское театральное училище и был принят в Республиканский передвижной театр (ныне театр им. К. Тинчурина).

Заслуженный артист ТАССР (1982).
Народный артист ТАССР (1987).
Заслуженный артист РФ (2001).

 

Трудно было предугадать в маленьком деревенском мальчике голодных военных и послевоенных лет будущего актера. Как все советские дети, он окончил школу, в которой была и школьная самодеятельность. После школы два года работал конюхом в колхозе. Затем приехал в Казань поступать в университет. Не поступил. Пошел работать на стройку. Через год поступил в театральное училище. Когда об этом сказал отцу, тот заявил, чтобы сын не показывался ему на глаза. Учился у известных мастеров татарского театра X. Уразикова, Ш. Сарымсакова, Г. Шамукова.

После окончания учебы его приняли на работу в Передвижной театр. Молодой актер, был, прямо скажем, не красавец — и роста невеликого, и голос резкий хрипловатый. Но зато у него были удивительно притягательные глаза — открытые миру, ласковые с лукавыми искорками.

Шайхетдинов по внешней фактуре явно не подходил на роли молодых героев, и ему начали поручать роли стариков. Они все были разные. Уже тогда актер понимал, что так же как в жизни люди бывают разные, так и сценические персонажи не должны быть похожи друг на друга. Поэтому таинственный, затаивший в своей душе боль Акбар («Вслед за дикими гусями» И. Юзеева), в решении актера отличался от неугомонного, странного, неравнодушного к жизни, природе Хамзина («К нам прилетели соловьи» И. Юзеева). Эти два персонажа абсолютно не похожие на трусливого Наримана, не имеющего собственного мнения — «Судьбы,

избранные нами» Т. Миннуллина, а последний — на мудрого, доброго Альмухаммата («Белое платье матери» Ш. Хусаинова) и на знаменитого Хужу — лукавого хитреца, башковитого философа, народного защитника в спектакле «Хужа Насретдин» Н.Исанбета, и естественно, на Панталоне — жизнерадостного комического героя в пьесе классика итальянской драматургии К. Гольдони «Слуга двух господ». И много других образов, которые позже помогли актеру в создании самого знаменитого старика Гайфи в комедии Г. Зайнашевой «Гайфи бабай, женись давай». Образ Гайфи занимает особое место в репертуаре Шайхетдинова. Как у всех известных актеров, сыгравших десятки ролей, в памяти остаются одна-две. Если вспомнить Бабочкина — это Чапаев, Тихонова — Штирлиц, Биктимирова — знаменитый Альмандар. А вот у Шайхетдинова — Гайфи. Актер говорил, что в его Гайфи много от родного деда, что он буквально «купается в роли», очень любит эту роль. Как писал московский критик А. Иняхин в газете «Культура» от 28 октября 1999 года, Гайфи «трогает силой духа, обаятельным упрямством и душевной зоркостью в виртуозном исполнении Наиля Шайхетдинова. Хитроумный дед, дорожа независимостью, сам выбирает себе невесту — одинокую женщину из дома престарелых». Актер говорил, что в первоначальном варианте Гайфи отправляли в дом престарелых. Но артисты убедили автора не отправлять туда Гайфи, он должен жену себе на старости лет забрать оттуда. Шайхетдинов утверждает, что мусульманин не должен жить в домах престарелых. За стариками должны ухаживать родные, а если их нет, то односельчане. Правда, возникает вопрос: а если он живет в городе и вообще одинок? Вот такие темы поднял герой Шайхетдинова.

Кроме стариков, актер играл и характерные роли — комедийные и драматические: Баязит («Орлы гнездятся на скалах» И. Юзеева), Габдрахман («Чудак» Н. Хикмета), Зыя («Башмачки» Т. Гиззата, Аж.Файзи). В тридцать пять лет он сыграл (!) мальчика Гаяза («Подснежник» В. Сайфуллина).

Н. Шайхетдинов — национальный актер, он человек и артист от народа, от земли. Его невозможно представить в романтических ролях произведений В. Гюго, А. Дюма, Э. Ростана. Вот если бы театр задумал поставить «Гамлета» Шекспира, то он мог бы сыграть там Полония или философствующего, остроумного Могильщика.

С годами Шайхетдинов вырос в правдивого актера. Созданные им образы, разные по характеру, поразительно жизнеподобны, достоверны. В них нет фальши, наигрыша. Все по-земному просто, удивительно просто.

Одна из последних по времени создания ролей — Хаджи — «Хаджи женится» Ш. Камала. Актер раскрывает разные грани характера своего героя. Он не только старый греховодник — сластолюбец, каким его обычно играли. Вначале Хаджи появляется, как и полагается богатому татарину, ладно одетым в хорошо сшитом черном казакине, в серой каракулевой шапке. Весь его облик говорит о том, что перед нами важный, уверенный в себе подтянутый пожилой человек. Совершенно другим он предстает дома — раскрепощенный, одетый по-домашнему в халат, на ногах мягкие тапки, он нарочито ласково, тихо разговаривает с женой. Иной Хаджа

в финале спектакля. Он весь нетерпеливо трепещет, глазки умильно закрываются, на лице непроизвольная глуповатая улыбка. Но через все стадии развития характера актер проводит важную мысль всего спектакля — влияние власти денег на человека. Роль Хаджи Шайхетдинов создал к своему семидесятилетию. И сыграл он эту роль как мастер, как человек, полный сил.

За создание полнокровных, глубоких человеческих характеров, за человеческую же доступность его любят зрители. «Если твоя роль приносит зрителю радость, то большего удовлетворения для артиста нет» — признается актер. Отмечая особенности работы в передвижном театре, он говорил: «Хорошо то, что появляется много друзей, приезжаешь на гастроли, знакомишься с новыми краями, городами, остается время для чтения, завязываются личные взаимоотношения со своим сельским зрителем, ибо живешь в деревне в частных домах. Плохо же то, что потеряно здоровье, спектакль от ежедневного повторения месяцами, а иногда годами превращается в штамп, теряется его свежесть, актеры начинают нести от себя тину». («Мэдэни жемга», 5 июнь 1998 г.).

Но настоящий артист, несмотря ни на что, остается верен выбранному делу жизни.

Актер признается, что он, человек религиозный, считает важным единство целей религии и театра — воспитательную миссию. Они должны, по его мнению, пропагандировать доброту, милосердие.

Вот такой он — неординарный человек Наиль Шайхетдинов, подлинно народный артист.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.