Шагимуратова Альбина Анваровна

Родилась 17 октября 1979 г. в г. Ташкенте. Артистка оперы, концертно-камерная певица (сопрано). Окончила вокальный факультет (2004) и аспирантуру (2007) Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 2004 г. по 2006 г.— солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. С 2006 по 2008 г. стажировалась в HoustonGrandOpera (США). С 2008 г. — солистка ТАГТОиБ им. Джалиля. Лауреат международных конкурсов: им. М. Глинки (Челябинск, 2005,1 премия), им. Ф. Винъяса в Барселоне (Испания, 2005, III премия), им. П. И. Чайковского (Москва, 2007, I премия и золотая медаль).

Народная артистка Татарстана (2009).
Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Тукая (2011).

 

Альбина Шагимуратова — восходящая звезда оперного искусства, подаренная татарским народом миру. Несмотря на молодость, она уже покорила немало вершин на пути к музыкальному Олимпу. Обладательница чарующего, редкого по красоте и «полетности» колоратурного сопрано, Альбина сегодня — желанная исполнительница труднейших партий мирового оперного репертуара не только в России, но и в Западной Европе и США. В одной из статей в американской прессе рассказывается о том, что, услышав голос Альбины, всемирно известная певица Эвелин Лир обняла ее и сказала по-русски: «Золотой голос!», добавила по-английски: «С твоим голосом ты можешь вообще ничего не делать на сцене, успех и так обеспечен. Я ничего подобного лет тридцать не слышала». А после дебюта Шагимуратовой в партии Ажильды — главной героини оперы «Риголетто» — критики были единодушны в том, что она пела так, «как хотел Верди».

Альбина окончила Казанское музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование». Еще будучи студенткой училища, имея отличные вокальные данные, она параллельно начала заниматься вокалом в классе народной артистки России и Татарстана, профессора Казанской консерватории 3. Д. Сунгатуллиной. По окончании училища Альбина поступила в Казанскую государственную консерваторию на дирижерско-хоровой факультет. Упорством и трудом год от года развивая свой талант, Шагимуратова, окончив три курса Казанской консерватории, перевелась в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского в класс известного педагога, народной артистки России Г. А. Писаренко. Еще будучи студенткой, в 2004 г. Альбина была приглашена в качестве солистки-стажера в Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. За два года работы в этом театре молодая певица приняла участие в 27 спектаклях и даже побывала с гастролями театра в США.

Имея огромное желание самосовершенствоваться, Альбина Шагимуратова неоднократно брала мастер-классы у зарубежных и российских звезд оперного искусства: Анны Маргулис, Ренаты Скотто, Роберта Коварта, Дмитрия Вдовина. Важным этапом в жизни певицы стало участие в престижных вокальных конкурсах. Каждый из них был для молодой артистки испытанием — и эмоциональным, и физическим. Одним их наивысших достижений Альбины стала победа в престижном Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. Шагимуратова стала обладательницей I премии, золотой медали и звания лауреата.

Молодую, талантливую, подающую большие надежды певицу заметила продюсер Даяна Зола. Результатом прослушивания стал двухлетний контракт с театром «Хьюстон Гранд-опера» (США), где Альбина проходила стажировку. На сцене этого театра Альбина исполнила роли Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта), Мюзетты («Богема» Пуччини), Лючии («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Джильды («Риголетто» Верди). Работа за рубежом многое дала певице в профессиональном плане. Шагимуратова совершенствовала свою вокальную технику, прежде всего, в белькантовом репертуаре, развилась актерски, получив большую свободу сценического поведения.

Вот что писали американские издания об исполнении А. Шагимуратовой партий Мюзетты и Джильды на сцене Хьюстонской оперы:

«В роли Мюзетты Шагимуратова демонстрирует значительный актерский, игровой талант. А ее голос — высокое сопрано, лирическое и легкое — это именно то, что необходимо для роли кокетки Мюзетты» (ConcertoNet.com, апрель 2008).

«Шагимуратова в роли Джильды обеспечивает триумф этой постановки... Она восхищает вокальным блеском и убеждает драматическим наполнением партии. Ее голос сражает наповал ровностью звуковедения, тщательно продуманными украшениями, исполненными с проворством и талантом, блестящими верхними нотами» («Хьюстонская хроника», 19 апреля 2009).

В 2006 году А. Шагимуратова блестяще исполнила партию Царицы ночи в премьерной постановке оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля в рамках XXIV Международного оперного фестиваля им. Ф. И. Шаляпина. Эту же партию Альбина исполнила на знаменитом Зальцбургском фестивале в 2008 году. Певица выступила в сопровождении Венского симфонического оркестра под управлением выдающегося маэстро Риккардо Мути. Австрийские музыковеды назвали голос Альбины «бриллиантовой колоратурой», а ее выступление — «впечатляющим успехом».

Известный петербургский музыковед Г.Садых-заде пишет о своих впечатлениях о европейском дебюте А.Шагимуратовой: «Впервые я услышала голос Шагимуратовой на Зальцбургском фестивале в 2007 году. Она пела партию Царицы ночи

в «Волшебной флейте» Моцарта. За пультом стоял сам Риккардо Мути. Меня поразили верхние ноты, взятые Шагимуратовой абсолютно свободно, без видимого напряжения, ее умение без усилий, легко «пробивать» голосом оркестровый массив. Все задатки примадонны были видны в ней уже тогда — и зальцбургская публика устроила ей овацию».

Роль Царицы ночи позднее Альбина исполнила на сцене лучших театров мира: в Берлинской Дойче Опер, в LosAngelesOpera, на сцене Метрополитан Опера (Нью- Йорк), театров Ковент Гарден (Лондон) и Ла Скала (Милан, Италия).

С 2008 г. А. Шагимуратова — солистка Татарского академического театра оперы и балета. Несмотря на плотный график, несколько раз в сезоне Альбина Шагимуратова выступает на сцене казанского театра. В премьерных спектаклях «Риголетто» и «Лючия ди Ламмермур» сезона 2009/10 певица исполнила партии Джильды и Лючии. Эти работы были высоко оценены как широкой публикой, так и профессионалами:

«Альбина Шагимуратова — нежное, жемчужного окраса сопрано с неожиданно крепкими верхами — удачно выступила в «Риголетто»... Ее Джильда вышла застенчивой и несмелой, уютной и домашней, милой и, главное, музыкальной» (газета «Культура», 18—24 марта 2010 г.)

«Любимица татарской публики Альбина Шагимуратова сейчас на взлете карьеры. Ее звонкая, гибкая, чистая колоратура дышит свежестью и как будто вся лучится светом», «Хрустально чистый, светлый, мягко сверкающий в верхнем регистре голос Альбины Шагимуратовой в партии Лючии покорял вольными, ненатруженными колоратурами: это было исполнение высокого класса, пожалуй, повыразительней и поэмоциональней, чем у Натали Дессей... Шагимуратовой удалось в партии передать хрупкую беззащитность жертвы, «мимозную» ранимость своей героини» («Невское время», 6 октября 2010 г.).

Сегодня Альбина Шагимуратова — настоящая звезда мировой оперной сцены, ее гастрольный график расписан на несколько лет вперед, она поет в лучших театрах и концертных залах мира, сотрудничает с всемирно известными дирижерами: Рикардо Мути, Джеймс Конлон, Патрик Саммерс, Петер Шнайдер, Адам Фишер, Владимир Спиваков и др.

«Сопрано Альбина Шагимуратова пела с силой, ясностью и необходимой интенсивностью проникновения», писала BostonGlobe после выступления певицы с Бостонским симфоническим оркестром. «Выступление подтвердило, что сопрано Альбина Шагимуратова — явление в современном искусстве: она продемонстрировала безукоризненное владение голосом, богатый, яркий, точный звук независимо от высоты ноты и удивительную тонкость нюансировки» (Грегори Барнетт, «Operanews», апрель 2011)

«Самым большим комплиментом Альбине Шагимуратовой будет признать, что после Каллас и Сазерленд она является третьей величайшей исполнительницей роли Лючии... Ее каденция с сопровождением флейты (в сцене сумасшествия), исполненная в то время как она стояла на деревянном столе и тянула 20-футовую длинную скатерть, заставила меня дрожать» (Теодор Бэйл, «CultureMapHouston», 29 января 2011). «Альбина — явление выдающееся, неслыханной красоты звук... превосходный профессионал с таким голосом, какого я не слыхал... с тех пор как постарели или вовсе ушли со сцены такие великие таланты, как Рената Тебальди, Мирелла Френи, Рената Скотто... Я и не думал,— говорит директор Хьюстонского гранд-опера,— что у меня когда-нибудь появится возможность увидеть и услышать живую певицу из легендарной эпохи золотых голосов 20—30-х годов двадцатого века. Альбина бесподобна!» (Республика Татарстан, 11 авг. 2011 г. Марк Зальцберг — Хьюстон, США — «Альбина Шагимуратова — мастер бельканто».)

Альбина Шагимуратова регулярно дает сольные концерты, с которыми выступала в России, Франции, Голландии, США, Германии. Не обделяет вниманием певица и казанских поклонников ее таланта: в столице Татарстана регулярно проходят ее концерты, в программу которых часто включаются произведения татарских композиторов. Певица исполняет роли в татарском национальном оперном репертуаре. В апреле 2011 г. в спектакле, посвященном 125-летию Г.Тукая, А. Шагимуратова исполнила роль Зайтуны в опере Р. Ахияровой «Любовь поэта» (на татарском языке). За большие заслуги в области музыкального искусства Республики Татарстан певица удостоена звания «Народная артистка Татарстана» и Государственной премии РТ им. Г. Тукая.

В 2010 г. Альбина дебютировала на сцене Большого театра России — в партии Царицы Ночи в опере «Волшебная флейта». Известно, что певица приглашена на роль Людмилы в опере «Руслан и Людмила», которой осенью 2011 г. откроют основную сцену Большого театра после самой масштабной в истории здания реконструкции. Певица будет исполнять главную роль в самой ожидаемой российской театральной постановке последних лет. В негласной табели о рангах это означает только одно: на сегодня Альбина Шагимуратова считается лучшей оперной певицей России.

 

Ж. Мельникова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.