Хисматов Асхат Асадуллович 

Родился 1 января 1952 г. в д. Нижнее Алькеево Алькеевского района ТАССР.
В 1978 г. окончил Казанское театральное училище (курс М. X. Салимжанова) и был принят в труппу академического театра им. Г. Камала.

Заслуженный артист РТ (1991).
Народный артист РТ (2003).

 

Асхат Хисматов не сразу пришел в театр. После окончания школы в 1969 году приехал в Казань и поступил на работу в управление «Волгостальконструкция» механиком. В 1970 году его мобилизовали в армию. В 1972 году он вернулся на то же предприятие монтажником. Хисматов участвовал в самодеятельных спектаклях Дома культуры строителей. Там его увидел Масгут Имашев — композитор, певец, директор оперного театра, потом директор театрального училища. Он сказал, что ему надо поступать в театральное училище, более того, привел его туда, познакомил со знаменитым режиссером, педагогом М. Салимжановым. Тот посмотрел на юношу, попросил что-нибудь почитать, спеть и принял его на свой второй курс. Так кардинально поменялась жизнь молодого человека. Учась в училище, он ходил только на занятия по актерскому мастерству, ибо продолжал работать на старом месте. Через год Асхат начал работать в театре монтировщиком, а в 1978 году, после окончания училища, его перевели в актерский состав. Вот так, постепенно, он нашел свою нишу в жизни.

Хисматов сразу оказался востребованным в театре. У Хисматова выразительные сценические данные — стройная фигура, доброе лицо. Не случайно он почти всегда играет положительных героев, отличающихся мягкостью, человечностью. У актера замечательный певческий голос теплого, баритонального тембра. Поэтому в молодости он играл роли поющих героев в знаменитых татарских музыкальных драмах и комедиях: «Голубая шаль», «Казанское полотенце» К. Тинчурина.

Необыкновенной естественностью, непосредственной искренностью отличался Хайретдин — «Молодые сердца» Ф. Бурнашева. Спектакль, поставленный П. Исанбетом, увлекал зрителя мягким лиризмом, чистотой взаимоотношений молодых влюбленных Хайретдина и Сарби. Казалось бы, нет ничего нового в характерах этих людей, в ситуациях, происходящих с ними. Но Хисматов и его партнерша Зарипова (Сарби) столь искренны и правдивы, что зритель верил в горячую любовь молодых людей. Особенно сильно покоряла своей целомудренностью, подлинностью чувств, сцена их первого объяснения. Для того чтобы сконцентрировать внимание на этом эпизоде, режиссер убирал со сцены свет, направив лишь два луча на лица Хайретдина и Сарби. Они стоят, прислонившись к двум сторонам дерева, и очень тихо, стесняясь нахлынувших чувств, говорят о своей любви. Они столь переполнены охватившим их чувством, что незаметно начинают петь. Эта сцена оставляла у зрителя ощущение встречи с первозданной молодостью, с высокой поэзией.

В те же годы Хисматов играет самые разные по характеру роли: обаятельный Марат («Перед свадьбой» X. Вахита), жертвующий собой ради спасения друга; собирающийся жениться Гелюс — «Сын женится, мы разводимся» И. Юзеева; оказавшийся в трудном положении Максуд — «Приехала мама» Ш. Хусаинова (вторая редакция). Максуду тяжело, ибо он не может взять к себе маму, так как живет в бараке, позже актер очень точно раскрывал радость Максуда в связи с получением квартиры в большей мере из-за того, что у него теперь есть возможность взять маму к себе жить. Рядом с этими персонажами особняком стоит образ трагичнейшего Ташчайнара-волка, у которого люди убивают детенышей а потом и его самого — «Плаха» Ч. Айтматова (инсценировка М. Гилязова и Д. Сиразеева). С 1995 года Хисматов играет совершенно очаровательного, по-детски наивного верзилу, с несколько косолапой пластикой, Бачку — «Зятья Григория» Т. Миннуллина. Надо было видеть уморительно смешную сцену, когда он пытается много раз, разными интонациями, охая и ахая объяснить бестолковой старушке Палый, кто он и зачем посылает ее к Григорию. Зритель же никак не может удержаться от смеха.

И вот этому, уже известному актеру, игравшему ведущие роли молодых героев, вдруг поручают роль собаки. Акбай в знаменитом детском сериале Т. Миннуллина. Первая пьеса и спектакль назывались «Деревенский пес Акбай». Хисматов практически переиграл во всех сериях всех Акбаев. Актер с такой душевной теплотой создал замечательный образ собаки — доброй, умной, справедливой, мудрой, верной своим друзьям, что она полюбилась не только детворе, но и взрослым.

Крайне редко актер, сам по себе мягкий, доброжелательный, создает такие образы отрицательных персонажей, как гнусный, отвратительный Халим — «Минникамал» М. Амира; глуповатого, но надменного Габдрахмана — «Летающая тарелка» 3. Хакима. Он играл небольшие роли в пьесах А. Островского: Иван — «Бесприданница», Денис Иванович — «Светит, да не греет», Акоп в грузинской комедии «Ханума» А. Цагарели. Играл правдиво, органично. Но при этом чувствовалась индивидуальность Хисматова. Ему замечательно удаются образы простых, сердечных людей, в основном в татарских пьесах. Он проникновенно, естественно передает душевное богатство человека из народа. Работая над ролью, Хисматов

не стремится к внешней трансформации характера, добиваясь перевоплощения внутренним преображением.

Все персонажи актера — люди сдержанные, не поддающиеся бурным, открытым страстям. Это подтверждает и недавняя роль Айдара в спектакле «Дачный сезон» С. Юзеева. Глядя на немолодого дачника, создается ощущение, что артист не прикладывает никаких усилий для создания образа, настолько он прост, естественен, абсолютно жизнеподобен. Ходит по своему дачному участку человек, занимается привычными делами — что-то подправит, где-то подкопает, кирпич стащит у соседа, иногда что-то споет. Айдар просто живет.

Хисматов нужен театру и как актер, и как человек. Он безотказно участвует на всех концертах театра, замечательно исполняет татарские песни. Он председатель профсоюзной организации театра, занимается всеми бытовыми, производственными делами. Самая большая неожиданность для зрителя — 7 ноября 2011 года в премьерном спектакле новой редакции «Голубая шаль» (режиссер Ф. Бикчентаев) Хисматов долгие годы, игравший героя пьесы Булата, предстал в образе Ишана(!)

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.