Харисов Зуфар Назимович

 

Родился 16 ноября 1956 г. в д. Нижние Табы Муслюмовского района ТАССР.
В 1978 г. окончил факультет театрального творчества института культуры в г. Казани и был распределен актером в Альметьевский театр.
1979— 1980 гг. — служба в армии.
С января 1981 г. — актер театра им. К. Тинчурина.

Заслуженный артист ТАССР (1988).
Народный артист РТ (2004).

 

Каждый актер находит свою дорогу в театр по-разному. Зуфар Харисов еще в школе ходил в драмкружок. Первый раз на сцену он вышел в 7 классе в спектакле «Шонкар» А. Атнабаева, поставленного учителями деревенской школы. К тому же у Зуфара оказался приятный певческий голос. В качестве солиста парень принимал участие в концертах, проходящих в Муслюмовском районе, в Казани, а с районным хором ездил даже в Москву. Поэтому после окончания школы в 1974 году он не колеблясь подает документы в институт культуры на факультет театрального творчества. Однако, став горожанином, Зуфар никогда не забывает свою малую родину, скучает по ней, посвящает ей стихи:

Каршы ала, озатып кала        Встречает, провожает
hәp жәйдә туган ягым             Лето каждое родная сторона
Әй табын, Түбән Табыным    Ах, Табы, Нижние Табы
Сиңа кайтырмын тагын          К тебе вернусь еще не раз.

 Но в родной деревне приходится бывать не часто. Годы учебы в институте, занятия любимым делом — актерским мастерством — отнимают все время.

В 1978 году Зуфар был распределен в Альметьевский театр. Его первая роль на профессиональной сцене — Булат в спектакле «Открой окно» Ф. Садриева. Однако в этом театре он работал недолго. Весной 1979 года его призвали в армию, где он служил в железнодорожных войсках и принимал участие в строительстве БАМа.

После демобилизации, с января 1981 года, Зуфар Харисов — актер Республиканского передвижного театра (ныне театр им. К. Тинчурина). Он нашел свой «дом», свое место, стал известным актером. Получил почетные звания — заслуженного и народного артиста Татарстана.

За 30 лет им сыграно около 70 ролей. Они все разные, среди них — молодой влюбленный, восторженно поющий Гаскар («Аршин мал-алан»), столь же молодой, но глупенький Рашит («Капризный жених»); уверовавший в необходимость революции Мирвали («Потоки»); испанский Гранд Антонио («Много шума из ничего»); мягкий, впечатлительный Сайяр («Мама приехала»), сатирические Низам («Страсти по докладу»), Юнус («Американец»), своеобразный, неординарный Батыр («Колдунья»), бывалый и находчивый, любящий отец Ямгырчи («Пока течет Итиль»), Все эти роли сыграны в разных жанрах — драме, комедии, музыкальных пьесах, разных по характерам, по возрастам, человеческой сущности. Среди них есть люди благородные, есть отпетые мошенники. И все они созданы умом и талантом одного актера — Зуфара Харисова.

В последнее десятилетие им приобретен опыт, мастерство. Поэтому почти все работы артиста последнего периода отмечены четкой индивидуальностью. Какой бы образ ни создавал Харисов — благородного человека или подлеца, драматического героя или сатирического — все они обладают внутренней мягкостью создателя того или персонажа.

В 1999 году главный режиссер театра Рашит Загидуллнн поставил редко играемую комедию знаменитого французского драматурга Мольера «Господин де Пурсоньяк». Это было совершенно доселе небывалое, шутовское, карнавальное, ярко зрелищное представление. Для актеров открылось широкое пространство для выявления своей фантазии, импровизации. Действие развивалось в бешеном ритме. Все пело, плясало, двигалось, создавая ощущение непрестанно крутящейся карусели. Внутри карусели оказывался Пурсоньяк, которого играл Харисов. Он, только что приехавший в Париж из провинции недалекий дворянин, был невероятно смешон, хотя по сути добр и наивен. Поэтому его все дурачат, в конце концов превращая его в несчастного, ничего не понимающего человека. Нелепым был его внешний вид — рыжее длинное одеяние, столь же нелепый рыжий парик, как оказывается впоследствии, на абсолютно лысой голове, вытаращенные глаза на глупейшем лице. Но, самое главное, актер, поверив в необычность ситуации, в которой оказался Пурсоньяк, создал абсолютно правдивый, искренний образ.

А рядом с Пурсоньяком стоит совершенно другой персонаж — Исхак («Если нет луны, есть звезды»). Внешне благообразный, всегда аккуратно, чисто одетый, он кажется мягким и достойным человеком. Но какая за этой мягкостью кроется внутренняя гнусность, алчность, ханжество! Типичный Тартюф татарского производства или отвратительный Ислам из пьесы Ш.Хусаинова «Приехала мама». Конечно, ни на Пурсоньяка, ни на Исхака и других героев актера не похожи демагог Бубнов («На дне») и суетливый Бартоло («Женитьба Фигаро»),

Харисов обладает приятным певческим голосом, потому он принимает участие в сборных концертах. В 1999 году в театре состоялся сольный концерт артиста.

Прошли годы и десятилетия со дня окончания школы, института. Но Харисов не забывает своих школьных учителей, особенно Хамита Шарипова, который сыграл определенную роль в выборе профессии. В институте он благодарен режиссеру, педагогу Шарьяздану Сарымсакову, в театре — Нуриахмату Сафину, Марселю Жаббарову, Исламие Махмутовой.

Думается, что Зуфар Харисов нашел свою собственную нишу в театре. Он беспредельно любит все свои роли. Они все заставляют радоваться или горевать. Иногда Харисов разговаривает с женой текстом роли, а она спрашивает: «А это из какого спектакля?»

Думаю, что Зуфар Харисов — благополучный человек. У него хорошая семья. Любимая работа. Пожелаем ему новых ролей.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.