Хантимирова Сания Хасановна

Родилась 13 февраля 1945 г. в Казани. В 1965 г. закончила Ленинградское академическое хореографическое училище, в 1993 г. — Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности «режиссура балета». В 1965—1986 гг. — солистка балета Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, в 1987—1990 гг.— педагог-репетитор этого же театра. Одновременно с 1975 г.— педагог хореографического отделения Казанского музыкального училища им. Аухадеева, а затем Казанского хореографического училища.

Заслуженная артистка ТАССР (1976).
Народная артистка ТАССР (1980).

 

В 1965 году большая группа молодых специалистов (балерин и танцовщиков) приехала после окончания Ленинградского академического хореографического училища на работу в Казань, в Татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля. Девять лет назад их, еще маленьких девочек и мальчиков, отобрали по спецнабору для учебы в знаменитой на весь мир балетной школе на улице Зодчего Росси. Не все выдержали длительный учебный хореографический марафон, из 12 принятых тогда приехали 8.

Выпускников очень ждали, в театре с кадрами были проблемы, и молодежь сразу окунулась в творческую атмосферу деятельности. Окончившая училище «с отличием» Сания Хантимирова сразу же стала выходить на сцену с небольшими сольными выступлениями: мазурка из «Лебединого озера», испанский танец в опере «Травиата», вариация в «тенях» балета «Баядерка». Из перечисленного видно, что Хантимирова выступала и в характерном, и в классическом танце — везде успешно. Какой определится в основные — пока неясно. Кроме того, балерина замечательно сыграла Кривляну в балете «Золушка» С. Прокофьева, которую поставила приезжий балетмейстер Маргарита Арнаудова. А этот танец уже ближе к гротеску.

В 1966 году Сания Хантимирова вышла на сцену в роли Сююмбике знаменитого балета «Шурале» Ф. Яруллина, роли, которая на многие годы определила амплуа балерины, как классическую танцовщицу лирико-романтического плана. Ее Сююмбике воспринималась не как далекая мечта о свободе, а вполне земным

существом, наделенным мягкостью, трепетностью и женской теплотой. (Позже другой национальный персонаж — Серви из балета «Водяная» Э. Бакирова также будет окрашен этим своеобразием).

Роль девушки-птицы пройдет через всю творческую биографию балерины. Вначале в хореографической версии Людмилы Бордзиловской, а затем балетмейстера- классика советского балета Леонида Якобсона. Якобсон, когда в 1970 году приехал в Казань на последнюю репетицию и сдачу своего балета (балет в его редакции ставил хореограф Юрий Дружинин), увидев Сююмбике-Хантимирову, сказал ей: «Какие у тебя выразительные и очень мягкие руки. Ты будешь танцевать премьеру».

В 1966 году Сания, участвуя в концерте и исполняя адажио из балета «Щелкунчик» с Ревдаром Садыковым, упала с верхней поддержки и сильно повредила колено. (На протяжении всей исполнительской карьеры эта травма сказывалась.) В отпуск она уехала лечить свое колено в Евпаторию, однако скоро Санию отозвали телеграммой назад: в канадском Монреале готовилась Всемирная выставка «Экспо-67» и концерт мастеров искусств из России должен сопровождать достижения народного хозяйства. Танцевальная пара — Ревдар Садыков и Сания Хантимирова — прошли жесткий отбор в Москве (показывали «Вальс» А. Ключарева и композицию «Шурале и птица» — обе работы в постановке Н. Юлтыевой).

Все было удивительным — высотные здания, неоновый свет, невиданные автомобили. В Торонто тогда только что прошли гастроли Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, проходили выступления Дюка Эллингтона — разговоры были только об этом и еще о выставке.

Сания Хантимирова была на концерте Дюка, в гостях в семье канадских татар, где ее ласково называли «наша канадская принцесса», и много танцевала. Публика принимала исключительно тепло.

Да, такие моменты запоминаются на всю жизнь, потому что они яркие, необычные и, как правило, редки. А в основном жизнь балетного артиста состоит из труда, пота и, бывало, слез. Именно большой труд лежал в основе всей сценической деятельности Хантимировой-балерины. Не все ее роли ложились одинаково удачно на творческую индивидуальность танцовщицы, но безусловно замечательные были. Скажем, Ширин из «Легенды о любви» А. Меликова в постановке балетмейстера из Узбекистана Б.Завьялова. Здесь героиня Хантимировой — восточная красавица с кантиленной пластикой тела, плавными жестами, хореографическим текстом, напоминающим вязь арабского письма. Или юная Джульетта в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева, постановке Д. Ариповой. Вначале в ее ногах и во всем ее облике словно пластический весенний птичий щебет разлетается по сцене и за ее пределами, а затем постепенно пластика превращается в затяжную изнуряющую боль, в пластику человека, несущего непомерной тяжести груз. А еще нежная, женственная и обаятельная Генриетта из «Сказок венского леса» на музыку И. Штрауса, хрупкая и почти прозрачная Сильфида из одноименного балета X. Левоншелля (этой ролью балерина прощалась со сценой), большое количество других.

Но случались и такие, как, скажем, Одиллия из «Лебединого озера» П. Чайковского. Здесь сложна была даже не роль, а технически сложный танец для травмированных ног. Часто приходилось танцевать через боль, неимоверное напряжение, но с улыбкой на устах и внешнее ощущение легкости. Балерина в таких ситуациях всегда выходила победителем.

Сания Хантимирова — человек любознательный, она много читает, многим интересуется. Ее часто можно видеть в концертных залах, музеях, на каких-либо встречах. Наверное, это и еще, конечно, желание максимального художественного самовыражения привело Хантимирову к идее попробовать себя в новой ипостаси — балетмейстера-постановщика.

Заканчивая Санкт-Петербургскую консерваторию и получая диплом режиссера балета, Сания поставила «Шурале» в Самарском театре оперы и балета (версия Л. В. Якобсона, в редакции С. Хантимировой, 1992 г.), в нашем театре хореографию в детской опере И. Якупова «Джельсамино в стране лжецов», танцы в операх «Борис Годунов» М. Мусоргского и «Алтынчеч» Н. Жиганова, концертные композиции, «Красная ромашка» (на муз. Р. Губайдуллина), «Бахиама» (на муз. В. Лобоса), «Простуженная любовь» на народную музыку. Постановки Сании Хантимировой отличаются композиционной грамотностью, хорошим знанием выбранного ею материала, музыкальностью, внутренней динамикой.

Три года (1987—1990) Хантимирова была педагогом-репетитором балета в театре, где служила раньше танцовщицей. Доскональное знание спектаклей в целом, стиля, хореографической партитуры массовых сцен того или иного произведения позволили ей работать с кордебалетом таких спектаклей, как «Шурале», «Лебединое озеро», «Сильфида», «Анюта».

Уже многие годы (с 1975 г.) Сания Хантимирова является педагогом Казанской балетной школы, где ведет такие дисциплины, как классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, сценическую практику, а также много ставит хореографических композиций собственного сочинения. Она трудится также активно, как и много лет назад (как всю жизнь), с той же страстью и любовью к искусству балета.

 

В. Горшков

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.