Хамматуллин Хафиз Ханифович

 

Родился 6 мая 1961 г. в д. Янаул Актанышского района ТАССР.
В 1985 г. окончил Казанское театральное училище и работал в Мензелинском татарском театре.

Заслуженный артист РТ (1993).
Народный артист РТ (2009).
Лауреат премии им. С. Амутбаева.

 

Хафиз принадлежит к тем редким выпускникам театрального училища, которые после окончания учебы согласились поехать в передвижной Мензелинский театр. С того дня прошло двадцать шесть лет. Он за эти годы превратился в настоящего профессионального актера.

Уже с первого же года работы (1985) ему начинают давать роли. Самая первая роль, сыгранная в театре — эпизодический персонаж Аптери в мелодраме «Голубая шаль» К. Тинчурина; в 1986 году ему поручают роль Гайрата — «По следам оленя» А. Гилязова; еще через год он играет Сафаргали в сатирической комедии К. Тинчурина «Юсуф и Зулейха». То есть молодой актер сразу втянулся в работу, каждый сезон получал по одной, а иногда и по две роли. Играя в спектаклях разных жанров — драмах, комедиях — героев разного возраста, иных социальных слоев, Халгматуллин становился актером широкого творческого диапазона. В «Неравных» Ф. Амирхана он играет Закира, в детской сказке Л. Лерона «Чапа и Тяпа» — кота Мыргали — серьезный, активный кот-лидер.

Хамматуллин становился ярким характерным артистом, создавая выразительные образы, в которых ясная, четкая мысль сочеталась с эмоциональностью, психологической точностью. Уже к концу первого десятилетия актер научился создавать нетрадиционные образы даже в классических произведениях мирового репертуара. Доказательством тому служит созданный им образ Скапена в спектакле «Проделки Скапена» Мольера. Его Скапен был ловким, умным, озорным, веселым. Но за данной традиционностью неожиданно раскрывался необычный — печальный, грустный Скапен. И тут герой татарского актера перекликался с более поздним знаменитым комедийным французским персонажем — Фигаро, который горестно говорил: «А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия? Я находился в толпе людей темного происхождения и ради одного только пропитания мне пришлось выказать такую осведомленность и такую находчивость, каких в течение века не потребовалось для управления всеми исканиями». Под этими словами мог бы подписаться и Скапен Хамматуллина.

Наряду с ролями в значительных произведениях, Хамматуллину приходилось играть и в проходных спектаклях, таком, например как «Спешишь, Сафа» Э. Ягудина. Хотя сам Сафа был выразителен, смешон, естественен. Последнее является свидетельством того, что талантливый актер может любую слабую роль оживить своим природным дарованием. В эти же годы он создает и сатирические персонажи в комедиях Л. Салихова: Кыям — «Камни в почки деда Микуля», Бахти — «Не жена — дьявол». В 2000 году рождается своеобразный персонаж Таминдар — «Колдунья» Н. Гиматдиновой и очень серьезный драматический образ — Человек, потерявший корни. Произведение Б. Салахова «Обрыв» обозначено как драматическая новелла. В спектакле и самом характере человека, живущего в настоящем и ирреальном мире, где он встречается со своей памятью, была очень точно определена идея: потеря корней — это потеря самого себя. Отсюда общая трагическая атмосфера. По теме спектакль напоминал давнюю постановку мензелинцев «Три аршина земли» А. Гилязова. Там тоже говорилось о судьбе человека, добровольно потерявшего родную землю и в результате обреченного на безрадостное существование.

Играя много, размышляя о биографиях, характерах своих героев, набираясь опыта, мастерства, Хамматуллин в 2004 году подошел к своему самому удивительному герою Корбанколы в спектакле «Мусульманин» по Г. Исхаки. Актер как бы неспешно нанизывает на одну нить черты характера своего героя — любовь к людям, трудолюбие, высокую нравственность, несуетность, умение мыслить, безмерно страдающую, тоскующую душу по умершей любимой жене, которую он все время видит в своих мыслях, разговаривает с ней. Эти черты проявляются в абсолютно точном, глубоко психологически выверенном состоянии Корбанколы. Он добрый, обаятельный, улыбчивый человек, пользующийся уважением мусульман, видя неряшливость второй жены, раздражается, негодует. Когда же Корбанколы видит, что вторая жена бритвой старика, которой он совершал обрезание, чистит картошку, он яростно кричит: «Талак!»

Хамматуллин вместе с режиссером (Р. Аюпов) бытовой мусульманский обряд обрезания превращают в символ чистоты, духовности. Конкретным подтверждением этого образа и является бритва — инструмент операции.

После «Мусульманина» были еще роли в спектаклях «Остазбика» Г. Исхаки, «Мухаджиры» М. Галяу, «Судьбы» А. Салихова, «Мулла» Т. Миннуллина. Везде герои Хамматуллина наделены простотой, жизненной достоверностью, умением размышлять о непростых явлениях действительности.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.