Хайрутдинова Клара Акрамовна

 

Родилась 27 июля 1948 г. в г. Казани. Артистка оперы, камерная певица (сопрано), педагог. В 1969—1972 гг.— солистка Татарской государственной филармонии. После окончания Казанской государственной консерватории в 1979 г. вновь зачислена в Татгосфилармонию солисткой лектория. В 1980—2006 гг.— в Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля. С 1997 г.— педагог вокала на кафедре сольного пения Казанской государственной консерватории, доцент.

Заслуженная артистка РТ (1989).
Народная артистка РТ (1995).
Заслуженная артистка России (2011).

 

Путь певицы к заветной мечте был непростым. Детские годы прошли в деревне. Окончив сельскую десятилетку, Клара поступила в Казанский педагогический институт. Ее манила профессиональная сцена. В 1969 году была принята солисткой в Татарскую филармонию. После отборочного конкурса посчастливилось попасть во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Два года, проведенные в Москве, не прошли даром — это был путь в консерваторию. Упорство и настойчивость будущей оперной дивы достойны уважения. Годы учебы были наполнены не только овладением профессией — иногда приходилось подрабатывать то иллюстратором в классе концертмейстерства, то игрой на баяне. В любых ситуациях Клару выручали ее живой темперамент и огромное трудолюбие.

После консерватории снова филармония, но ненадолго — через полгода певица на оперной сцене — и дебют в партии Ярославны в опере А. Бородина «Князь Игорь». Именно в этот период для полноценной эксплуатации текущего репертуара в театре не хватало крепких женских голосов. Поэтому не удивительно, что молодая неопытная певица назначается сразу на главные партии. Клара Хайрутдинова не подвела поверивших в нее наставников.

Клара провела юные годы в деревне и знала, что слабая половина человечества должна быть сильной, если хочет преуспеть в этой жизни. Музыкальность ее также оттуда, из той «деревенской» юности. Ведь тогда уже она научилась играть на баяне. Успешные выступления на самодеятельных школьных концертах обнадеживали. Плодородные соки земли, по росистым лугам которой, возможно, удавалось не раз пробежаться босиком юной певунье, и формировали здоровую натуру и крепкий звучный голос будущей оперной артистки, которой в «конкурентной» борьбе с не менее способными певицами удалось заявить о себе с первых шагов на сцене достаточно убедительно. Героини К. Хайрутдиновой ярки и полнокровны, их поведение на сцене достоверно и естественно.

Но почему опера? Не проще ли было построить эстрадную карьеру? На концертах певицу прекрасно принимали, эстрада сулила, на первый взгляд, достаточно легкий успех. Концерт К. Хайрутдиновой состоялся 22 мая 1997 года на музфаке Казанского пединститута. Вести попросили меня, т.к. более пятнадцати лет творческой карьеры в оперном театре прошли у меня на глазах, и на мое доброжелательное отношение она могла рассчитывать. Надо было видеть и слышать, с каким энтузиазмом принимали слушатели каждое исполняемое произведение — таков был сильный посыл с ее стороны в зрительный зал, что не принять его было невозможно.

Репертуар был избран на редкость удачно, потому отклик публики был предопределен. «Аве, Мария» Каччини, которым открылся вечер, настроил слушателей на возвышенный лад. Веристская музыка (три арии из опер Пуччини — Тоски, Баттерфляй и Лауретты, романс Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи) несли публику дальше, по волнам сопереживания и сочувствия — столько души вложила певица в их исполнение. Далее следовали татарские народные песни и романсы татарских композиторов, без которых невозможно представить концерт К. Хайрутдиновой, прошедшей в свое время филармоническую школу. Встреча получилась теплой и волнующей. Почему надо было так подробно останавливаться, казалось, на одном лишь концерте певицы? Когда артист остается один на один с зрительным залом, тут и проверяются его возможности. Для меня они раскрывались полностью, хотя до этого я знала Клару как актрису во всех отношениях одаренную.

Но получился бы концерт столь впечатляющим, если бы не опыт оперной сцены? В ариях из опер звучали пережитые певицей чувства ее героинь, чьи жизни прожила она в спектаклях. К. Хайрутдинова всегда помнила напутствие своего первого наставника в эстрадной мастерской, известного певца Георгия Виноградова: «Клара, у тебя академический голос, тебе надо учиться дальше». Это был путь в консерваторию. Там ей посчастливилось попасть в класс замечательного педагога В. А. Лазько. Везение продолжалось, когда в оперном классе состоялась встреча с выдающимся мастером Н. К. Даутовым. Результатом было блестящее исполнение на выпускном экзамене в оперном классе партии Чио-Чио-сан, подготовленной под руководством Даутова. Судьба улыбнулась К. Хайрутдиновой, когда мастер взял ее под свое крыло, в 1980 году пригласив в театр.

Природный темперамент, счастливая сценическая внешность, умение скрупулезно работать вкупе с лирико-драматическим сопрано красивого тембра, полного диапазона, ровным во всех регистрах прочили ей успешную оперную карьеру. Конкуренция поначалу была сильная. На некоторые партии ее репертуара могли претендовать сильные и опытные Р. Мифтахова, 3. Сунгатуллина (пришла в театр уже в 1973 году). К. Хайрутдинова спокойно занимала свою «нишу» в театре. Ярославна — статная русская красавица, искренняя в праведном гневе и в любви; Лиза («Пиковая дама») — с мятежной душой, глубоко трогательная в своем несчастье; Купава («Снегурочка») — натура страстная, готовая во что бы то ни стало отстоять свое право на любовь... Такой разной в Тоске («Тоска») и Дездемоне («Отелло») актрисе, музыкально одаренной, безусловно, удается раствориться в музыке. Кажется, что характеру самой актрисы присущи черты ее героинь: серьезность и основательность Домны Сабуровой, хитроватая смешливость и легкомыслие Шинкарки, капризная ревнивость Мюзетты, и она интуитивно, вместе с ними, переживает все оттенки своих собственных чувств. На гастролях театра в Москве (1986) Мюзетта Хайрутдиновой была признана одной из лучших в ряду исполнительниц этой партии («Богема» Пуччини).

Одной из ведущих солисток театра в 1989 году было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РТ».

Клара Хайрутдинова часто и успешно выступает за рубежом на оперных фестивалях в своих коронных партиях: на Всемирном фестивале в Анкаре (1992) в партии Аиды («Аида» Верди), в театре «Ла Фениче» в Венеции (1994) в роли Шинкарки в опере «Борис Годунов». Дважды К.Хайрутдинова принимала участие в оперном фестивале им. М. Д. Михайлова в Чебоксарах с партией Ярославны («Князь Игорь»), В Венеции партнерами певицы были солисты Большого театра России Таращенко, Веденеев, Мариинского — Ванеев, солист Венской оперы Анатолий Кочерга. В 1996 году большим событием в творческой биографии К.Хайрутдиновой стало участие в престижном Международном оперном фестивале «Тюрксой» в Турции. Туда К. Хайрутдинова поехала уже как народная артистка Республики Татарстан. С 1997 года она включается в состав оперной труппы театра для гастрольных поездок в страны Европы.

Свои редкие выступления в татарском репертуаре (национальных спектаклей в ее бытность в театре было не так уж и много) Хайрутдинова с лихвой возмещала активной концертной деятельностью, включая в свою программу лучшие произведения татарских композиторов и, конечно, народные песни, которые она всегда исполняла с завидным мастерством.

В конце 2006 года актриса оставляет оперную сцену и полностью переходит на педагогическую работу в Казанской консерватории.

 

Р. Такташ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.