Фахрутдинов Инсаф Ильясович

 

Родился 27 апреля 1951 г. в г. Губаха Пермской области. В 1973 г. закончил Ленинградский театральный институт (ЛГИТМИК) и был направлен в Мензелинский татарский театр.
С августа 1990 г. — в Набережночелнинском ТЮЗе, переименованном в 1995 г. в Набережночелнинский драматический театр, с 1999 г. — актер Государственного Набережночелнинского драматического театра.

Заслуженный артист ТАССР (1984).
Народный артист РТ (1997).

 

И. Фахрутдинов начал работать в Мензелинском театре осенью 1973 года. Он обладал красивым певческим голосом баритонального тембра, прошел крепкую профессиональную актерскую школу. Молодой актер играл в театре все, что предлагали,— поначалу небольшие роли, участвовал в массовках. Но уже тогда стало понятно, что в театр приехал серьезный, ответственный, талантливый артист, с жизненной полнотой воссоздающий характер своих героев.

Уже через год Инсаф замечательно сыграл одну из лучших ролей начального периода творчества — Иркенбая («Содом» Г. Сабитова). Душевная мягкость юноши раскрывалась сквозь его мужество, честность. В семидесятые годы актер играет Масадека — «Последний приговор» Т. Абдулмаматова, Рауфа — «Две невестки» X. Вахита, Шаку — «Родина» К. Тинчурина. Во всех ролях проявлялась интенсивность его чувств, четкая лирическая определенность. В первое десятилетие работы проявилось и конкретное своеобразие дарования Инсафа — его горячий темперамент не вырывался наружу, а был спрятан глубоко внутри. Отсюда его герои казались людьми сдержанными, не расплескивающими свои чувства. Постепенно Фахрутдинов начинает занимать в труппе ведущее, лидирующее положение.

В восьмидесятые годы актер создает самые разные образы, часто противоположные по характеру, месту действия. Скажем, Мишка — «Голубая шаль» К. Тинчурина. Казалось бы, небольшая эпизодическая роль беглеца, прячущегося в лесу.

Но этот Мишка был убежденный бореи, проповедующий необходимость борьбы со злом. А рядом с Мишкой находился другой герой, другого времени, другого характера — комический Кочкарев («Женитьба» Н. Гоголя) — активный, неугомонный, без устали уговаривающий Подколесина жениться. Совершенно иные персонажи — Муса Джалиль, Мулланур Вахитов в драмах И. Юзеева «Последняя ночь» и А. Гаффара «Желтые цветы». Мужественные герои с трагической судьбой. Муса, сохранивший и преданность родине, и свою поэтическую душу, Вахитов, искренно верящий в идеалы революции, в создание новой, свободной России, где всем ее народам будет вольготно жить. Опять иной тип — Буслай («Пирог» А. Дударева) — отрицательный персонаж, человек, потерявший свою душу, человечность из-за погони за материальными ценностями. Актер показывал его и как трагический персонаж, морально убивший себя.

Какие разные образы, созданы одним актером! Сколько сил, сколько жизненной энергии надо было вложить актеру, чтобы родились люди не только с иными судьбами, но и стали понятны зрителю, который принял бы их и полюбил.

С тем же творческим запалом Инсаф Фахрутдинов продолжил работать, когда через восемнадцать лет мензелинского периода переехал в Набережные Челны, в открывшийся в 1990 году татарский театр. Здесь он уже двадцать два года. 27 апреля 2011 года в театре отметили шестидесятилетие И. Фахрутдинова, из которых без малого сорок отдано сцене. В Набережных Челнах Фахрутдинов — частый гость телепередач по вопросам искусства, преподает актерское мастерство в детской школе театрального искусства. Актер с театром гастролирует по Татарстану, Башкортостану, Удмуртии, Марий Эл, в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге, Самаре, Баку и других городах.

Однако главным делом его жизни остается театр, работа над новыми образами. Среди них: комический Габдуллажан — «Американец» К.Тинчурина; драматический 75-летний Кэбот — «Любовь под вязами» Ю.О'Нила; библейский Йакуб — «Юсуф» Кол Гали; трагический Человек, потерявший память — «Обрыв» Б. Саляхова; мерзкий, надменный чиновник Уразгол, связанный с криминалом,— «Дом Нурислама» Р. Батуллы. Особняком стоит Демьян Потапыч — «Бурлак» М. Гилязова, образ, созданный в сезоне 2009/10 г. С самого начала спектакль разворачивается в стремительно-действенном темпе. Такой темп задает Демьян — вальяжный, уверенный в себе хозяин жизни. За внешне спокойным, добродушным видом актер дает почувствовать подлинную сущность своего героя. Ради собственного куража он горячо убеждает молодого, неопытного Габдуллу послать в Казань баржу глубокой осенью. Габдулла не понимает сути интриги, игры, затеянной Потапычем. С той же страстностью он уговаривает бурлаков, чтобы они согласились тащить баржу перед самым ледоставом.

Эти и другие образы — драматические, комические, положительные, отрицательные — говорят о широте творческого диапазона, о совершенной убедительности героев актера. Он просто живет на сцене жизнью своих персонажей. Фахрутдинов научился еще одному, очень трудному ремеслу — искусству любить на сцене. Он так искренне, тепло, естественно любит своих сценических любимых женщин, что диву даешься!

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.