Файзуллина Раушания Саматовна

 

Родилась 6 декабря 1963 г. в д. Симетбаш Арского района ТАССР.
В 1985 г. окончила Казанское театральное училище и начала работать в Альметьевском татарском театре.

Заслуженная артистка РТ (1994).
Народная артистка РТ (2008).

 

Без малого тридцать лет работает Р. Файзуллина, ученица знаменитого режиссера и педагога М. Салимжанова, в Альметьевском театре. Она очень быстро нашла свое место в богатом актерскими индивидуальностями коллективе, стала востребованной, играя каждый год по несколько ролей.

В первый же год работы (осень 1985 года) молодая актриса играет три непохожие друг на друга роли — драматический, сложный характер Осяниной в спектакле по известной повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Начинающей артистке надо было понять и воплотить образ девушки военного лихолетья, погибшей на фронте, надо было осознать состояние этой девушки. В результате родился живой, правдивый образ. А вслед за фронтовичкой Осяниной родились Черт в сказке Р. Мингалимова «Сказки дремучего леса» и простая Таслима в пьесе того же автора «Здравствуйте, будем знакомы».

Файзуллина изначально не играла лирических героинь. Она обладает четко выраженным творческим потенциалом исполнительниц острохарактерных, комедийных ролей. С исключительной меткостью актриса передает национальные характеры сценических персонажей. Она подлинно народная артистка, не случайно ей предлагают роли в татарских пьесах: она понимает и точно передает особенности своего родного народа. Файзуллина создает яркие, цельные портреты представительниц старого мира, молодых и возрастных современниц. В зависимости от характера, жанра произведения, они пронизаны или сочным юмором, или глубоким драматизмом. Обладая сильным темпераментом, актриса привлекает еще и душевностью, искренностью исполнения. Ее самобытный талант поражает естественностью. На сцене она как будто дома, в голосе часто звучат ноты, которые переносят зрителя в действительную жизнь. Создаваемые артисткой комедийные, драматические образы привлекают душевной теплотой. Играя порой однотипные персонажи, Файзуллина, не прибегая к внешней трансформации, добивается перевоплощения, как все талантливые актеры, внутренним преображением. Во всех ее работах ощущается мажорность мироощущения, стремление к полнозвучным чувствам. Наверное, поэтому ее любит зритель. У Раушании есть особый дар, данный не каждому исполнителю,— выходя на сцену, она как бы заполняет собой, своим персонажем, всю сценическую площадку и моментально завоевывает внимание зрителя, захватывая его «в плен».

Актриса, следуя заповедям своего учителя, в десятках разнообразных ролей умеет докапываться до психологических глубин человеческого характера, следовать логике поведения персонажа, раскрывать биографию своих героинь. И всегда создаваемые ею образы развиваются, меняются в течение всего спектакля, что является важнейшей составляющей частью профессии любого артиста.

О разносторонности дарования Файзуллиной говорят конкретные роли: молодые девушки Сарина — «Сарина, дочь Сармата» Н.Фаттаха, Мафтуха — «Молодые сердца» Ф. Бурнаша, Шифабика — «Озорная молодость» И. Абдуллина и возрастные взбалмошная Сабира — «Скандал за сценой» Амануллы, одинокая, но шустрая Аклима, не потерявшая душевной чистоты, но на старости лет соглашающаяся на авантюру старика Ахмади — «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова, Зайтуна — не только едко смеется над мужем, но и разоблачает уродливость, безнравственность семейных устоев, создаваемых подобными людьми — «Пуля» Д. Салихова; глубоко драматичная Нариман, добрая, жизнерадостная женщина, столкнувшаяся с трагической ситуацией, оказавшись в доме терпимости и не находящая выхода из этой ситуации — «Эти щедрые женщины» Т. Джуджаноглы. Рядом с ними — злобная, коварная, отвратительная Сабира, с именем бога на устах совершающая гнусные поступки — «Судьба татарки» Г. Ибрагимова; лукавая, озорная, темпераментная пожилая толстушка Шамсия, заигрывающая с полюбившимся ей мужчиной, лихо отплясывающая, поющая от полноты чувств — «Свояченица» 3. Исмагилова; абсолютно народная Гульжихан — «Банкрот» Г. Камала. В спектакле именно она стала героиней, а не ее муж Сиразетдин. Гульжихан шумлива, криклива, сердито распекает служанок, но при этом невероятно тупа. По темпераменту на нее похожа Унганбика — «Похищение девушки» М. Карима. Но последняя умна, лукава, озорна. Она, заговорчески улыбаясь, дает себя украсть, чтобы потом из этого похищения разыграть веселое представление.

Среди последних работ Файзуллиной — Нажиба — женщина с упорным, не сдающимся характером — «Отсюда мы родом» Т. Миннуллина, Наргиза — «Островок любви», просто Бабушка — «Врата рая» М. Гилязова.

Раушания Файзуллина — настоящий мастер своего дела, преданный театру. Мастерство всегда подкупает. Не случайно члены жюри различных фестивалей в номинации «За лучшую женскую роль» присудили ей приз за роль Гульжихан на Республиканском фестивале имени К. Тинчурина (1994 г.), за роль Шамси — на втором Республиканском фестивале Закамских театров (2004 г.)

В этих ролях актриса не только, как всегда, ярко выразительна, абсолютно жизнеподобна, но и в традиционных комедиях нашла новые, неожиданные, неразгаданные доселе грани характера своих героинь.

Файзуллина — человек беспокойный, ей все время хочется новых, неординарных ролей, каких-то новых дел, новых событий в жизни. Одним из последних радостных событий стало то, что ее дочка Ляйсан закончила актерское отделение университета культуры и искусств и начала работать в академическом театре им. Г. Камала.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.