Файзрахманов Айдар Фатхрахманович

 Родился 30 января 1955 г. в д. Средние Берези Арского района ТАССР. Артист оперы, концертно-камерный певец (лирический тенор). Солист Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля (1981-2008). С 2002 г. - художественный руководитель Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ; с 2010 г. — профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета Казанского государственного педагогического университета.

Заслуженный артист РТ (1989).
Народный артист РТ (1997)
Заслуженный артист РФ (2010).

 

Айдар Файзрахманов — одна из уникальнейших фигур современной музыкальной культуры РТ. Это редкий на сегодняшний день тип «музыканта-универсала», который востребован и на педагогическом поприще, и на музыкальной эстраде. А. Файзрахманов занимает видную позицию в фольклорной деятельности, его многогранный талант проявился и на телевидении в качестве ведущего музыкальной программы.

Мечта Айдара стать артистом занимала его с самых малых лет. Безмерная влюбленность в музыку, в народные песни, которые пели родители Бибинур Ахметзяновна и Фатхрахман Файзрахманович, взятая на руки в пять лет настоящая гармошка, наслаждение песнями того времени по радио, подражание уже известным певцам — все это с каждым днем увеличивало его любовь к музыке.

После окончания в 1972 году средней школы в районном поселке Арск Айдар поступил на музыкальный факультет Казанского государственного педагогического института. Окончив его в 1976 году, стал студентом вокального факультета Казанской государственной консерватории. Здесь Айдар впитывал все самое важное на пути к овладению профессией. Обучаясь мастерству пения у таких педагогов, как 3. Г. Хисматуллина (вокал), Г. И. Сайфуллина (камерный класс), раскрывая все грани своего прекрасного тембра — тенора, Айдар упивался неповторимой атмосферой консерватории, с каждым днем набираясь знаний и опыта в сфере музыкального искусства. В 1981 году выпускник Казанской государственной консерватории Айдар Файзрахманов по рекомендации главного режиссера Театра оперы и балета Нияза Даутова был принят в театр солистом. С этого момента началась карьера А. Файзрахманова на оперной сцене с продолжительностью в двадцать семь лет. Постоянная работа над собой, стремление к совершенству, работоспособность, любовь к своему делу — все эти качества обеспечили подлинный успех А.Файзрахманову в оперном искусстве. За все эти годы им были исполнены партии в операх зарубежных, русских, татарских композиторов. За каждой партией — герои разного амплуа, получившие осмысленную, яркую сценическую жизнь благодаря мастерству певца-тенора. Среди них — Мисаил («Борис Годунов» Мусоргского), Спалетто («Тоска» Верди), Борса («Риголетто» Верди), Чекалинский, Чаплицкий («Пиковая дама» Чайковского), Франк («Летучая мышь» Штрауса), Бонн («Сильва» Кальмана), Урмай («Алтынчеч» Жиганова), Галимжан, сыидик («Башмачки» Файзи) и др. Многие из этих партий звучали на гастролях театра в Германии, Голландии, Франции, Бельгии и Швейцарии.

Путь А. Файзрахманова к эстраде начался параллельно с работой в театре. Мастерски владея гармошкой, баяном и кураем, взяв за основное направление народные песни, А. Файзрахманов за короткое время становится популярным среди слушателей. В его репертуаре значительную часть занимают народные песни и песни известных композиторов — С.Садыковой, Р. Яхина, Л. Батыр-Болгари, Р. Ахияровой, М. Шамсутдиновой и др. Поэтической нитью через все творчество А. Файзрахманова проходят произведения таких поэтов, как X. Туфан, И. Юзеев, Р. Харис, Г. Афзал, X. Аюп. Айдаром Файзрахмановым написаны песни на их стихи —«Туган жиреннэн китмэ» (Г. Афзал), «Эллэ курешэбез, эллэ юк», «Яшэу бары- бер кызык» (И. Юзеев), а также построены целые концертные программы на известных отрывках из поэм и стихов. Сам Айдар Файзрахманов объясняет тягу к творчеству этих поэтов как некое успокоение души, совпадение внутренних переживаний, отмечает свойственную их произведениям музыкальность. Какой бы ни был выбран жанр для исполнения А.Файзрахмановым, будь то народная музыка, классика или эстрада, у него всегда был и есть любимый слушатель.

Свой опыт Айдар Файзрахманов и по сей день успешно применяет будучи профессором кафедры вокальной подготовки музыкального факультета КГПУ, где преподает с 2000 года. Многие его ученики успешно реализованы на оперной сцене и на эстраде, имеют высокие звания. Среди них Гузель Уразова, Эльвира Гафурова, Гульшат Шарапова и др.

Бесконечная преданность искусству и мастерство всецело отразились в творчестве ансамбля. С 2002 года А.Файзрахманов является руководителем Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ. Коллектив был создан в 1999 году по инициативе Министерства культуры РТ, Татарской государственной филармонии, народным артистом РТ и России, лауреатом Государственной премии имени Г. Тукая Ильгамом Шакировым. С вступлением в должность руководителя ансамбля Айдара Файзрахманова коллектив стал известен широкому кругу зрителей. Вокальный и сценический опыт А. Файзрахманова, любовь к своему делу, глубокие знания в области народной музыки, виртуозное владение разными народными инструментами — все это было вложено в молодой ансамбль, который по сей день не теряет статус высокопрофессионального, не имея аналогов на татарской сцене. Ансамбль достойно представляет национальное музыкальное искусство как в Татарстане, так и за его пределами. Репертуар ансамбля основан на подлинных национальных традициях татар. Айдар Файзрахманов очень трепетно и бережно переносит на сцену фольклор, наделяя его элементами качественного и профессионального «шоу», которому предшествует колоссальный труд — поиск редких музыкальных источников по городам и регионам; их восстановление, расшифровка и обработка; работа над хореографией, вокалом, так как каждая песня требует индивидуальной фольклорной интерпретации, особого воспроизведения. Айдар Файзрахманов работает со многими фольклористами, среди них К. Хуснуллин, И.Кадыров. Подходящие материалы отдаются аранжировщикам, чаще И. Давлетшину или М. Кашипову. Это объясняется наличием в репертуаре ансамбля песен казанских татар, татар-кряшен, а также фольклора сибирских, астраханских, пермских, финских, крымских татар. Задача ансамбля — дать слушателю, зрителю ясное представление о древних пластах разных групп татар; когда через яркое сценическое действо, где каждый поет, танцует, играет на инструментах (в ансамбле представлены и старинные инструменты: гусли, саз, сорнай, ятаган, жэя) передается все богатство татарского фольклора, его уникальность, мелодичность. На сегодняшний день ансамбль — любимое детище А.Файзрахманова, ставший известным во многих российских городах: Ижевске, Москве, Ульяновске, Усинске Коми АССР, а также за рубежом, в частности в Австрии, Германии, Литве, Польше, Франции, Турции, Омане, Финляндии, Тунисе, Монголии, Казахстане, Туркменистане и в Украине. Ансамбль привлекает иностранцев живым исполнением, проникновенными мелодиями, национальными костюмами и талантливыми артистами.

Освещая телевизионную карьеру Айдара Файзрахманова, которая началась параллельно с фольклорным ансамблем, стоит отметить, что программа «Жырлыйк эле» сразу полюбилась татарскому зрителю. Передача за короткое время завоевала популярность, расширила зрительскую аудиторию телевидения, так как выходит не только в Татарстане, но и далеко за его пределами. Карьера А. Файзрахманова как ведущего успешна и плодотворна, интересна для него самого, и всегда актуальна. За что бы ни взялся А.Файзрахманов, ко всему чувствуется профессиональный подход — серьезный, не допускающий дилетантства и поверхностного отношения.

Настоящих успехов в профессии может добиться только человек, глубоко любящий свое дело, вовремя почувствовавший свое предназначение и давший ему верную направленность. Говорят: «Любитель живет надеждами, а профессионал работает», так и Айдар Файзрахманов отдает творчеству всего себя, верно служит профессии, не жалея сил и времени, а искусство платит ему тем же, с благодарностью принимая все то, что он делает.

 

Ч. Яркаева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.