Тухватуллин Рамиль Чингизович

 

Родился 2 октября 1966 г. в пос. Аксубаево ТАССР.

В 1987 г. окончил Казанское театральное училище (курс М. X. Салимжанова) и был принят в труппу Академического театра им. Г. Камала. Заочно окончил татфилфак (1999)., юрфак (2008) Казанского государственного университета.

Заслуженный артист РТ (1995).
Народный артист РТ (2003).

 

Рамиль поступил на русское актерское отделение училища. На втором курсе на экзамене по мастерству его увидел Марсель Хакимович Салимжанов и предложил перейти на татарский курс, которым он тогда руководил. Он сказал: «Таких актеров, как ты, в русских театрах много, а в татарских очень мало». Известно, что Салимжанов обладал острой интуицией на таланты. В юном студенте он увидел будущего молодого героя сцены, обладающего статной высокой фигурой, большим сценическим обаянием, мягкой романтической устремленностью, страстным темпераментом, выразительным певческим голосом. Когда Тухватуллин после окончания училища пришел в театр, Салимжанов по-отечески опекал его, называл его «улым» (сын мой), растил настоящего профессионального актера.

Вера М. Салимжанова в Рамиля сказалась и в том, что он поручил студенту третьего курса важную роль Тукая — «Мы уходим, вы остаетесь» Т. Миннуллина, наравне с И. Ахметзяновым, который уже более десяти лет работал в театре, любил и знал творчество Тукая. У Тукая-Тухватуллина, наряду с романтической, поэтической взволнованностью, был серьезный, уверенный взгляд на действительность, твердые жизненные принципы. Наверное, молодому актеру не хватало опыта, естественно, мастерства, но он привлекал внимание зрителя юношеской убежденностью в своих силах.

Придя в театр, Тухватуллин нашел свою нишу, свое место в жизни. Он действительно, как и предсказывал Салимжанов, стал основным исполнителем ролей молодых «героев-любовников». Актер переиграл их в драмах и комедиях татарских классиков: Тахир — «Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша, Халил — «Галиябану» М. Файзи, Алчын — «Хужа Насретдин» Н. Исанбета, Булат — «Голубая шаль» К. Тинчурина, Акъегет — «В ночь лунного затмения» башкирского драматурга М. Карима. В этих традиционных, в большей степени поющих влюбленных, героях актер находил нечто особенное и придавал им, наряду с задушевной взволнованностью, человечностью, теплотой, определенное мужество. Все персонажи обладали четким, но психологически разным выверенным характером.

В 1990-х годах актер играет много, каждый год получает новую роль. А в 1991 году он создал сразу три самых разных образа — названного выше влюбленного Халиля, но затем абсолютно противоположный характер Тибальта — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. В своей первой шекспировской роли актер отчетливо передал не только неприятие семейства Монтекки, но и ядовитую, буквально звериную ненависть к ним, особенно к Ромео. Пластический рисунок одетого во все черное Тибальта был резко изломанный, дерганный, графически четкий.

Еще с одним иностранцем — итальянцем Флориндо («Слуга двух господ» К. Гольдони) познакомил Тухватуллин татарского зрителя в 1991 году. Его Флориндо был рафинированным, довольно надменным аристократом. Он знал себе цену, знал чего он хочет. И актер очень убедительно раскрывал эти черты своего героя. Образы и Тибальта, и Флориндо говорили о том, что Тухватуллин четко понимает, ощущает высокую мировую классику, что она близка ему по духу.

Годом раньше он сыграл шустрого, забавного Альфреда — «Казанские парни» М. Гилязова. Образ Альфреда в какой-то степени помог созданию еще одного комедийного героя — Жаграпа («Зятья Григория» Т. Миннуллина). Образ Жаграпа совершенно неожиданная краска в палитре актера. Смешной, раскованный, никогда не унывающий, но и наглый, комично самоуверенный Жаграп давал артисту отличную возможность для импровизации. Чего стоила только одна сцена его исполнения татарской песни с цыганскими завываниями, вызывавшая гомерический хохот зрительного зала.

После этих ролей повзрослевший Тухватуллин замечательно глубоко сыграет драматических героев: Рабачев — «Светит, да не греет» А. Островского, Карл Моор — «Разбойники» Ф. Шиллера. Важной ступенью в росте актерского мастерства стал и насыщенный характер Норадына — «Идегей» Ю. Сафиуллина. Актер при общей внешней импульсивности раскрывал разные многосторонние грани индивидуальности героя — счастливую влюбленность, уверенность в своих силах, позже трагическое противостояние судьбе.

Пожалуй, одной из значительных мастерских работ актера стал образ Рахимжана «Искал тебя, любимая» Т. Миннуллина. Роль очень трудная. Рахимжан потерял на войне ноги и теперь вынужден сидеть в коляске. То есть актер не имел возможности двигаться и в этом сидячем положении должен был раскрыть, проявить свой характер. Актер с потрясающей силой смог создать сложный, неоднозначный характер инвалида, передать меняющееся душевное состояние своего героя. Не раз по ходу действия Рахимжан то загорается надеждой на полноценную

духовную жизнь, на взаимную любовь, становясь радостным, счастливым, то теряет ее, делаясь раздражительным, желчным, усталым. Актер «пускает сердце вразнос», чтобы показать зрителю драматическую ситуацию жизни Рахимжана, не пасующего перед жизненными испытаниями и остающегося сильной личностью. Последняя роль, сыгранная актером в театре в 2004 году,— Зиятдин — финский татарин («Немая кукушка» 3. Хакима).

Умер М. С. Салимжанов. Тухватуллин стал заниматься кинорежиссурой. На его счету с 2001 года уже несколько фильмов — «Праздник матери», мультфильм «Шурале», «Пропасть», за что получил приз МВД, «Зулейха» по Г. Исхаки — приз на берлинском фестивале, «Дилемма», «Орлы» — приз на казанском фестивале «Золотой минбар».

В 2007 году его приглашают на работу в Кабинет Министров РТ на должность начальника Управления культуры, спорта и развития языков народов Республики Татарстан.

В 2008—2010 годах заведует кафедрой кино и видеотворчества в Университете культуры и искусств. Занимается кинопроизводством.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.