Трескин Эдуард Германович

 Родился 1 апреля 1946 г. в Казани. Артист оперы, концертно-камерный певец (баритон), режиссер, писатель, автор книг прозы. Окончил физический факультет Казанского университета (1971) и Казанскую консерваторию по классу вокала (1973).
В 1974—1976 гг. — солист Татарской государственной филармонии.
В 1976—1992 гг. — солист ТАГТОБ им. М.Джалиля.
С 1992 г. — солист Государственной оперы Праги и Национального театра Чехии.
С 2005 г. работает как оперный режиссер в России и Чехии. С 2007 г. — руководитель и педагог вокальной студии в Праге.
С 2009 г. — художественный руководитель и режиссер Пражского музыкального театра «Антреприза».
С 2010 г. — режиссер-постановщик ТАГТОБ им. М.Джалиля. Член Союза русскоязычных писателей в Чешской республике.

Народный артист Татарстана (1987).

 

Оперную биографию Эдуарда вряд ли можно назвать обычной. Он поступил в Казанский университет на физический факультет, окончив перед этим специальную математическую школу. Учеба шла успешно, все казалось бы, говорило о том, что Эдуарда Трескина ожидает карьера научного работника. Но после третьего курса он неожиданно для всех поступает на вокальный факультет Казанской государственной консерватории и учится в двух вузах одновременно, как бы пытаясь таким образом сочетать в себе «физика» и «лирика».

Впрочем, так ли уж неожиданно Эдуард Трескин решил стать певцом? Ведь даже назван он был в честь музыкального персонажа — Эдвина из оперетты «Сильва». Экранизация этой оперетты Имре Кальмана вышла в свет в 1945 году. Мама будущего певца, как и миллионы женщин страны, была в восторге от главного героя — Эдвина, роль которого исполнил певец Ниаз Даутов. Поэтому новорожденному сыну она дала имя, похожее на имя красавца-киногероя. Может быть, поэтому, хотя в семье певцов не было, мальчик родился «с голосом». Пел Эдуард с детства, учился в музыкальной школе как пианист, а в тринадцать лет выступал на радио и телевидении — знаменитая песня Шостаковича «Родина слышит» была наиболее любимой в его репертуаре. А если к этому прибавить то обстоятельство, что 60—70-е годы минувшего века в СССР были порою расцвета художественной самодеятельности, в которой Эдуард активно участвовал, становится понятным поворот в его судьбе.

Словом, физика из Трескина не получилось — вышел певец. Прежде чем стать солистом оперного театра, он два года работал в филармонии в Казани. Но настоящая оперная биография певца началась с момента его зачисления в труппу Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, одного из лучших музыкальных театров России. Именно в этом театре он встретился с замечательным художником — знаменитым тенором, выдающимся оперным режиссером Ниазом Даутовым, ставшим его учителем на сцене. Здесь, в Казани, Эдуард состоялся как оперный солист, здесь он пел ведущий баритональный репертуар, сделался любимцем казанской публики, получил звание народного артиста Татарстана, отсюда ездил как гастролер в ведущие театры страны, включая и Большой театр России.

Обладатель голоса удивительной красоты и силы (еще в юности великий дирижер Натан Рахлин сказал незабываемые слова Эдуарду по поводу тембра его голоса: «Есть баритоны лирические, есть драматические, а у вас — романтический!»). Э. Трескин за годы работы на казанской сцене создал целый ряд ярких образов в операх русских и зарубежных композиторов: Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Риголетто («Риголетто» Дж. Верди), Жермон («Травиата» Дж. Верди). Граф ди Луна («Трубадур» Дж. Верди), Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Онегин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Роберт («Иоланта» П. Чайковского) и др.

Вот как отозвался об исполнении Э. Трескиным роли Валентина в опере «Фауст» Ш. Гуно известный поэт Е. Евтушенко: «Сегодня впервые увидел в оперном спектакле своего друга Э. Трескина. И если раньше я знал его как умного, интересного человека, то теперь открыл как талантливого актера. На сцене трудно играть смерть. Трескин прекрасно провел сцену смерти Валентина...» (газета «Советская Татария» от 20 июля 1986 г.).

В 1988 году группа певцов из Казани выехала в Чехословакию, чтобы принять участие в спектакле на сцене оперного театра города Устье над Лабой. Это была «Богема» Пуччини. Эдуард исполнял партию Марселя. Чехия очаровала певца — он вспоминает, как, стоя вечером над Лабой-Эльбой, вдыхая влажный осенний воздух, в котором запах палой листвы смешивался с мягким угольным дымком, вдруг почувствовал, что хотел бы пожить в этой стране, поработать здесь хотя бы один-два театральных сезона. Видимо, чувство было сильным — через четыре года оно обернулось реальностью. В 1992 году Эдуард стал солистом Государственной оперы Праги.

С семьей певец уехал из разваливающегося СССР в несуществующую уже на карте Чехословакию. За годы жизни вне России Трескин побывал более чем в 90 странах, иногда «меняя» в день по три столицы. Он пел на европейских сценах Великобритании, Германии, Австрии, Венгрии, Румынии, Швейцарии, Хорватии, Норвегии, Польши, Голландии, Италии. Певец признается, что пел даже в Антарктиде — в закрытом помещении, разумеется, на Бразильской полярной станции.

Оперные спектакли чередовались с многочисленными концертными программами, выступлениями на Чешском телевидении — фильм «Поет Эдуард Трескин»

неоднократно демонстрировался по разным программам, поездками по близким и далеким странам. В Праге был записан диск под названием «Различные грани Эдуарда Трескина», на котором в исполнении певца можно услышать и оперные арии в сопровождении симфонического оркестра Чешского радио, и арии под аккомпанемент органа, и народные песни, и эстрадные произведения. Фильм «Баритон Эдуард Трескин», снятый Чешским телевидением в 1998 г., в течение нескольких лет демонстрировался по центральным телеканалам Чехии.

Евгений Евтушенко написал о нем: «Эдуард не только замечательный певец, он — замечательный мыслитель. Он, действительно, редкость — поющий интеллектуал. Этот стройный человек в очках представляет русское сердце гораздо больше, чем помпезные официальные толстые оперные коты». Таких превосходных отзывов о Э. Трескине будет множество. «Этот человек — не только певец, но и музыкант. И к тому же еще образованный. Какая редкость, какое наслаждение!» — напишет немецкая газета после сольного концерта певца. «Человеком с золотым голосом», «певцом с потрясающей харизмой» именовала Эдуарда пресса Великобритании, а в Германии известный музыкальный критик Герд Кова в одной из своих рецензий назвал его «соловьем с берегов Волги». «Мистер Трескин в самом деле имеет превосходный голос, было истинным удовольствием узнать его», — писал Эндрю Ллойд Уэббер английскому менеджеру Эдуарда. Многого стоит и восклицание «Браво!», брошенное дочерью Шаляпина Марфой Федоровной в Великобритании земляку ее отца. И восхищенное «Голос — просто бесподобный, а уж я в этом понимаю!», сказанное менеджеру Эдуарда в Вене самой Верой Кальман — вдовой великого композитора.

С 2005 года Эдуард Трескин работает как оперный режиссер в России и Чехии. В сотрудничестве с оперной студией Казанской консерватории он поставил оперы «Фауст» Ш. Гуно, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Похищение из сераля» В. Моцарта. С апреля 2010 г. работает в качестве режиссера-постановщика в родном Татарском академическом театре оперы и балета им. М. Джалиля. С большим мастерством и виртуозностью он ведет концерты — на русском, английском, чешском, немецком языках.

Эдуард Трескин наделен незаурядным литературным талантом. Он является автором рассказов, повестей, эссе, стихов, сценариев, занимался стихотворными переводами с польского, белорусского, татарского, венгерского, чешского, французского языков. На сегодняшний день Э.Трескин выпустил восемь книг, изданных в Чехии и в России: «Вчера и сегодня», «Течет река Влтава», «Я ни с кем никогда не расстанусь!..», «Книга посланий», «И помнит мир спасенный», «Насморк Майкла Джексона» (повесть), «Ночь после Рождества» (сборник рассказов), «Как стать кинозвездой» (повесть).

 

Ж. Мельникова, В. Котрубенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.