Тагиров Рафик Рустамович

 

Родился 9 мая 1966 г. в д. Нижний Арбаш Кукморского района ТАССР. В 1985 г. окончил Казанское театральное училище. В 1985—1987 гг. — служил в армии. С 1987 г. работает в Альметьевском татарском театре. В 1994 г. закончил Казанский государственный университет, факультет татарского языка и литературы.

Заслуженный артист ТАССР (1995).
Народный артист РТ (2011).
Лауреат премии Министерства культуры РТ и фонда «Жыен» им. Д. Сиразиева (2010).

 

С приходом в театр Рафик занял нестандартное место в труппе. В его индивидуальности сочетались сугубо народные черты с романтическим началом, что придавало его героям неповторимое своеобразие. Высокий, стройный, обаятельный, с лукавыми искорками в глазах молодой актер сразу оказался востребованным в репертуаре театра. В молодости он участвовал в массовках, играл эпизодические персонажи, сказочные образы вроде Шурале, Пычкытеш. Работал, полностью отдаваясь творчеству, поиску оригинального характера для каждого персонажа.

С годами, с приобретением опыта, постоянный поиск остался, только он стал более логичным, последовательным. Своеобразие дарования актера привело и к особой пластике его героев — легкой, летящей, с какими-то поворотами тела.

В первые годы актер любил играть образы простых, шутливых, озорных, остроумных парней: Зулькарнай — «Озорная молодость» И. Абдуллина, Хайретдин — «Молодые сердца» Ф. Бурнаша, чуть позже Данил — «Скандал за сценой» Амануллы. А за роль Хайретдина молодой актер получил приз в номинации «За лучшую мужскую роль» на Республиканском фестивале им. К. Тинчурина в 1992 году.

В эти же девяностые годы Тагиров начинает создавать такие сугубо романтические характеры, как Акъегет — «В ночь лунного затмения» М. Карима, Тимер — «Заблудилась любовь моя» И. Юмагулова и совершенно неожиданную для него сатирическую роль Сиразетдина в комедии Г. Камала «Банкрот». Этот образ требовал особого подхода, ибо он классический, тем более сыгранный корифеями татарского театра — Габдуллой Карцевым, Халилом Абжалиловым, Рафкатом Бикчантаевым — и приобретший определенную традиционность. Но Тагиров сыграл его несколько по-другому. Он был молод, очень энергичен, быстр в движениях. Он не ходил, а буквально летал по комнате, одержимый своей идеей возможного обогащения, резко отдавая указания жене. Во второй части спектакля, после того как Сиразетдин «сошел с ума», герой Тагирова становился буквально помешанным: он кричал, прыгал, прятался под стол. Но если приглядеться, то в нем можно было заметить чувство удовлетворения от того, что ему удалось одурачить окружающих. В этой работе раскрылось и острокомедийное дарование артиста.

И еще одну сторону индивидуальности Тагирова — умение играть отрицательные образы — позволила раскрыть роль Закира — «Судьба татарки» Г. Ибрагимова. Молодой мужчина представал неоднозначным человеком. В начале Закир мягок, доброжелателен, ласков с молодой женой Гульбану. Но постепенно, под воздействием своей матери, он превращается в изверга, доведя жену до самоубийства. Роль была сыграна с жизненной достоверностью.

Но Тагиров все же актер, создающий положительные образы. Гофран («Жениться не грех» Р. Хамида) — внешне неказистый, простоватый, оказывается человеком мудрым, чутким, способным чувствовать боль другого человека. Жамиль («Четыре жениха Диляфруз» Т. Миннуллина) — лиричный, романтично лелеющий мечту о любимой Диляфруз, Фердинанд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера) — благородный юноша, порывающий со своей аристократической средой, горячо любящий простую девушку Луизу и с ужасом и негодованием узнающий о ее «измене». Высокородный, статный, поэтичный Шахтимер («Белый калфак» М. Файзи), Карим («Душа моя» Г. Каюмова) — обаятельный, искренний художник с романтической душой, теряющийся перед коварством, злобой.

Все эти положительные персонажи — люди с горячей кровью, мажорного мироощущения, стремящиеся к интенсивным, полнозвучным чувствам, где яркая определенность сочетается с психологической точностью сценических характеристик, с нахождением гармонического единства мысли и чувства. Исполнение актера всегда отличается темпераментностью, мягким лиризмом, тонким лукавством. Внутренняя суть его остроумных, порой насмешливых героев сочетается с особой стремительной пластикой актера, что определяет неповторимую индивидуальность Тагирова.

Его герои, обладающие душевной теплотой, юмором, четкостью и глубиной характера, их наивная простота, непосредственность, живость вызывают ответную любовь зрителя.

Повзрослели герои Тагирова, углубились психологические характеристики его персонажей. Юношеская стремительность, свойственная молодежи, сменилась сдержанностью, раздумьями над жизнью, определенной мудростью. Таковы его старый Сулейман («Странный человек» Д. Салихова), мечтающий улучшить жизнь человека, сделать ее красивей, благоустроенней; симпатичный, человечный Шаукат («Здравствуйте» Т. Миннуллина), вынужденный жить с агрессивной женой и невольно начинающий с ней ругаться, хотя ему это очень неприятно; Наби — в давней пьесе Ш. Бикчурина «Мелодия тальянки» о нефтяниках Альметьевском региона, где актер, как всегда, с полной отдачей сыграл инженера-нефтяника. За эту роль он получил специальный приз жюри на фестивале театров Закамского региона в 2003 году. И очень необычный образ Совести в спектакле «Баязит» Д. Салихова актер сыграл в 2010 году. На первый взгляд он кажется мистическим, ибо это не реальный персонаж, а человеческая совесть, приходящая на ум писателю Баязиту, насмешливо корящая того за ошибки, совершенные в жизни. Совесть и появляется как некий призрак из-за книг писателя. Будучи Совестью, он одет в светлый плащ, на голове светлая шляпа. По ходу всего спектакля идет бескомпромиссный диалог между живым Баязитом и его Совестью. В 2010 году Тагиров сыграл и сказочных героев — Ахмета, Хызыр Ильяса в необычном, пластическом спектакле «Ашык Кариб» по М. Лермонтову.

Рафик Тагиров, как и многие актеры театра, часто бывает на выездах по Татарстану, по городам России — Самара, Пермь, Челябинск, Оренбург, Ульяновск, Ижевск, Йошкар-Ола. В 1999 году со спектаклем «Белый калфак» ездили в Каир для участия в международном театральном фестивале, в 2008 году гастролировали в Прибалтике, весной 2011 года в Санкт-Петербурге со спектаклем «Ашык Кариб».

Актер ведет активную жизнь, участвуя во всех театральных мероприятиях.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.