Султанова Луиза Миргазияновна

 

Родилась 18 января 1944 г. в д. Банки-Сухояш Азнакаевского района ТАССР. В 1966 г. закончила актерскую студию при Альметьевском театре под руководством главного режиссера театра Г. Юсупова.

Заслуженная артистка ТАССР (1971).
Народная артистка ТАССР (1981).
Лауреат премии им. Р. Тухфатуллина (2010).

 

В театре Луиза начала работать в весенние, апрельские дни 1962 года. Юное, тоненькое 18-летнее создание с мягкой улыбкой, красивым грудным голосом, с выразительными, яркими глазами хотела стать актрисой. Ей и группе молодежи повезло, что в то время художественным руководителем театра был известный режиссер Г. Юсупов. Он решил, создав двухлетнюю студию, обучить молодежь азам актерского искусства.

На сегодняшний день в театре трудятся уже поседевшие, но не сдающие своих творческих позиций, активно играющие Луиза Султанова и Камиль Валеев, давно ставшие супругами, вырастившие двух сыновей.

Когда они были молодыми, то часто в спектаклях играли влюбленных друг в друга юных героев. В трагедии «Козы-корпеш и Баян-сылу» Г. Мусрепова по казахской легенде она — Баян, он — Козы, в узбекской трагедии «Бай и Батрак» Хамзы он — Гафур, она — Джамиля, в комедии Т. Миннуллина «Четыре жениха для Диляфруз» она — Диляфруз, он — Шакур и т.д. Сцена их и поженила потом.

Совсем молодая актриса, играя главные роли, росла как мастер сцены от одной роли к другой. Ее юные героини были темпераментны и в то же время отличались особой мягкостью, лиризмом, внутренним благородством. Фактически Луиза всегда играла только положительные персонажи. Создавалась такое впечатление, что подлые, гнусные типы были ей противопоказаны. Не случайно Султанова играет трепетную Алиман — «Материнское поле» Ч. Айтматова, лирическую сказочную Зухру — «Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша по восточной легенде, известную юную Хамдию — «Белый калфак» М. Файзи, строгую революционерку Рашель — «Васса Железнова» М. Горького, мужественную Ольгу — «Нашествие» Л. Леонова.

Проблему борьбы за человеческую духовность раскрывала актриса в спектакле «Если очень затоскуешь» А. Гилязова. Исполнение ею роли старой Мадании явилось открытием, так как до этого она всегда играла молодых героинь. Ее Мадания была абсолютно жизнеподобной, убедительной. Эту роль актриса сыграла в 1979 году, в 1991 году она еще продолжала играть юных девушек.

В эти же годы Султанова рискнула сыграть Наухабар в моноспектакле «Пыль большой дороги» Р. Хамида. Поставила это незаурядное произведение трагически рано ушедшая из жизни Дамира Кузаева. Спектакль стал событием не только для Альметьевского, но и для всего татарского театра.

Запомнилась ее невеста — «Жених и Невеста» М. Байджиева. Актриса раскрывала разные стороны жизни героини. Невероятно счастливая, любящая и любимая, вся светящаяся от радости постепенно, узнав о предательстве Жениха, Невеста меркла, затем ее охватывало негодование и она страстно, горячо выплескивала всю накопившуюся боль.

Почти целое десятилетие — с 1985 по 1995 год Султанова играла меньше, она стала работать заведующей литературной частью театра. Возможно, это было связано с семейными обстоятельствами, появились дети. А Альметьевский театр тогда еще не имел собственного помещения, поэтому он практически был передвижной и актеры все время находились «на колесах», переезжая со спектаклями из деревни в деревню, из района в район. Но через десять лет актриса вернулась на сцену.

Десять лет, что она фактически не играла, наверное, помогли Султановой почти безболезненно встретить возрастной переходный период, который обычно исполнительницы ролей молодых героинь очень тяжело и остро переживают. Такой момент для Султановой прошел в несколько других заботах, и теперь, вернувшись в свою основную актерскую профессию, она с головой окунулась в любимое дело. Она стала играть возрастные, характерные роли. Среди них добрая, вся домашняя фрау Миллер — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера; однажды понявшая свою роль в доме лишь как тень мужа и почувствовавшая глубокую печаль Мастура — «Неспетая песня» М. Карима; задумчивая, мудрая, человечная сама и призывающая людей к подобной человечности Зульфия — «Роковая тайна» Р. Кинжабаева; ее забавные, комедийные Разия — «Здравствуйте» Т. Миннуллина, Туктабика, вызывающая теплое чувство с оттенком иронии,— «Похищение девушек» М. Карима; смешная и немного грустная незащищенная Хана — «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова, отчаянная хитрая старушенция Нагима, обманывающая богатых купчих — «Банкрот» Г. Камала.

Весной 2012 года исполнится 50 лет творческой деятельности Луизы Султановой. Полвека преданной службы родному театру, где она прошла путь от юной неопытной актрисы до настоящего мастера сцены.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.