Степанов Владимир Тимофеевич

(9 августа 1930 г., г. Новосибирск — 20 марта 1998 г., г. Нижний Новгород)

Артист оперы (баритон), камерный певец, режиссер, педагог. В 1957 г. окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Л. Собинова. Пел на оперных сценах Таджикского, Казахского, Новосибирского театров, Татарской и Ульяновской госфилармоний, в 1961—1966 гг. и 1971—1974 гг.— в Татарском театре оперы и балета. В 1974—1988 гг. — в Нижегородском театре оперы и балета им. Пушкина. С 1991 г.— основатель и руководитель Нижегородского камерного музыкального театра (ныне — Нижегородский камерный театр оперы и музыкальной комедии им. В. Степанова).

Народный артист ТАССР (1974).

 

Резкие продольные морщины на крупном лице, скорбный взгляд больших глаз... Это не просто чудеса театрального грима, на фотоснимке трагический персонаж оперы Верди — шут Риголетто в исполнении Владимира Степанова.

Володя Степанов, молодой баритон из Новосибирска, появился в Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля в 1961 году. В театре в ту пору «царил» высококлассный музыкант ленинградской выучки Исай Эзрович Шерман. Владимир Степанов быстро вошел в текущий репертуар и с первой же роли завоевал симпатии казанской публики. Партии лирико-драматического баритона — Жермон («Травиата»), Валентин («Фауст»), Онегин («Евгений Онегин»), Елецкий («Пиковая дама»), Ренато («Бал-маскарад»), Фигаро («Севильский цирюльник»),— как нельзя более подходили для его мягкого, сильного, красивого голоса большого диапазона. Одновременно артист много внимания уделяет концертной деятельности и переходит на работу в Татарскую филармонию, а затем в Ульяновскую. Работая в Ульяновске, Степанов не оставляет Казани, и с 1968 года систематически участвует в спектаклях Татарского оперного театра. Роли следовали одна за другой: Эскамильо, Князь Игорь, Сильвио, Альфио («Паяцы»), Григорий Грязной («Царская невеста»), Граф ди Луна («Трубадур»), Мазепа, Андрэ («Джалиль» на русском языке), Риголетто. Природное обаяние, яркое актерское дарование позволяли Степанову во всех его ролях, от лирических до трагических, быть убедительным. В своих ролях он был всегда разный. Партии Владимир Тимофеевич готовил самостоятельно. В операх Верди, где есть место глубоким переживаниям, певец демонстрирует настоящее бельканто. Диапазон его голоса позволяет выразить все оттенки чувств героя. Вот ослепленный ревностью, страстный мститель Ренато, поднимающий руку на друга («Бал-маскарад»), блестящий кавалер, баловень судьбы, фрондер Эскамильо («Кармен»), благородный отец семейства Жорж Жермон («Травиата»), искрометный Фигаро, осанистый, барственный честолюбец Мазепа...

Параллельно с оперными партиями в этот же период им подготовлены и спеты концертные программы: «Вечер вокальной музыки», «Чайковский», «Рахманинов», а также концерты, составленные из романсов и песен советских композиторов. Пресса отмечает: «Сильный, красивый голос, бесспорное драматическое дарование, наконец, очень точный и индивидуальный выбор репертуара — все это обеспечивает артисту настоящий успех» («Музыкальная жизнь», № 12, 1972). Успех был ошеломляющий. Поклонницы поджидали его после спектаклей и концертов у подъезда театра, чтобы взять автограф, вручить цветы, сувениры.

Певец выступает на лучших сценах страны (в Большом театре СССР исполняет партию Грязного в опере «Царская невеста») и мира. С блеском проходили его гастроли в Финляндии, ФРГ, ГДР, Югославии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Польше, позже — в Латинской Америке, Швеции, Мексике. Пресса, как правило, отмечала красивый голос и артистичность певца. Польская газета «Жице Варшавы» писала: «В фестивальном концерте публика не отпускала Владимира Степанова и он неоднократно пел на бис».

В последний период работы В. Степанова в Татарском театре оперы и балета ему посчастливилось выступить в двух масштабных операх Верди: в премьерном спектакле «Риголетто» и в возобновленной «Аиде» (1973). Г. Кантор вспоминает: «Спектакль был строг и прост, запомнился сценографией и актерскими удачами... талантливый В. Степанов (Риголетто), не поражая звуковой мощью или редким тембром, сумел передать самые тонкие психологические оттенки роли. Он приковывал к себе внимание в намеренно статичных, но полных внутренней экспрессии позах...» («Казань. Музыка. XX век». 2007, с. 98). Опера «Риголетто», видимо, остается для актера настолько значимой, что он обращается к ней в 1987 г. уже в качестве режиссера-постановщика на нижегородской сцене.

В. Степанов всегда отличался неуспокоенностью и широтой творческих интересов. В 1974 г. неожиданно для всех артист уезжает в Горький (ныне Нижний Новгород). С 1974 по 1988 г. он — солист Нижегородского государственного театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. Теперь к его репертуару, накопленному в Казани, присоединяются не менее масштабные роли: Демон («Демон» А. Рубинштейна), Князь Курлятьев («Чародейка» П. Чайковского), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини) и др.

В. Т. Степанов проявил себя и на педагогическом поприще — в 1993—1994 гг. работал в Анкаре ведущим солистом и педагогом вокала Государственного театра оперы и балета Турции. В 1991 г. артист выступил основателем Нижегородского Камерного музыкального театра с репертуаром, созвучным своему времени, интересным, молодым — как зрителю, так и исполнителям. В настоящее время театр носит имя своего создателя.

 

Р. Такташ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.