Сахабиев Рафаэль Ахатович

 

Родился 8 июля 1951 г. в с. Шингальчи Нижнекамского района ТАССР. Артист оперы, камерный певец (лирический баритон), педагог, режиссер. В 1976 г. окончил Казанскую государственную консерваторию. Солист Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля (с 1976 г.). С 1974 г. ведет концертную деятельность, с 2001 г. — доцент. С 1997 г. работает в оперном классе Казанской консерватории.

Заслуженный артист ТАССР (1980).
Народный артист ТАССР (1987).

 

В 1974 году в стажерской группе Татарского театра оперы и балета появляется высокий молодой человек артистической наружности. Студент Казанской консерватории Рафаэль Сахабиев уже к этому времени имеет опыт выступлений. После окончания консерватории он приглашается в театр на должность солиста оперы.

С приходом в театр нового главного режиссера Н. К. Даутова создается самая благоприятная атмосфера для профессионального роста молодых певцов. Еще не окончившему курс консерватории студенту была предложена одна из главных партий в опере «Джигангир» композитора Р. Губайдуллина (либретто X. Вахита). Роль Ислама, психологически сложная, требующая от исполнителя драматического таланта, как нельзя лучше удалась Р. Сахабиеву — его лирический баритон красивого тембра звучал по-оперному наполненно, молодой темперамент помог раскрыть образ героя естественно и убедительно. Татарский язык артиста был безупречен. Из более чем тридцати ролей в операх и опереттах, сыгранных Сахабиевым на сцене театра, половина принадлежит татарскому репертуару. После Ислама в «Джигангире» начинается настоящая оперная карьера талантливого артиста, в котором постановщики ценят не только звучный голос, но и актерский талант, который особенно ярко проявляется в партиях комического плана. Необыкновенно хорош Р. Сахабиев в роли Вафы в музкомедии «Башмачки» Дж. Файзи. Глуповатый зять «крутого» Карим-бая, безнадежно влюбленный в красавицу-свояченицу Сарвар, был так уморителен, что на гастролях театра в Москве в 1986 году московская публика и пресса отметили именно эту роль Р. Сахабиева, мастерски сыгранную.

Его Генрих Айзенштейн в «Летучей мыши» И. Штрауса — неисправимый волокита, с помощью вранья пытающийся «выкрутиться» из неловких ситуаций, по-настоящему комичен, но при этом держит «фасон» джентльмена. К этому же ряду можно отнести и смешного принца Ямадори из «Чио-Чио-сан» Пуччини.

Чувство юмора, присущее Р. Сахабиеву, делает его приятным собеседником, снисходительным к человеческим слабостям. Коллеги по сцене ценят в нем отличного товарища. На просьбу обрисовать творческий портрет Р. Сахабиева Эдуард Трескин своему коллеге по работе в оперном классе консерватории и в недавнем прошлом «двойнику» в роли Фигаро в «Севильском цирюльнике» выдал следующую характеристику: «Обладает красивым лирическим баритоном и неистощимым чувством юмора. Причем юмор в жизни не мешает реализации этого же качества на сцене. Любит литературу, написал серию рассказов о своем детстве. Со вкусом одевается, импозантен на сцене и в жизни». С этим трудно не согласиться.

Таких ловкачей и мастеров розыгрышей, как Фигаро и доктор Малатеста («Дон Паскуале» Доницетти), потребовавших от исполнителя каскада юмора, также следует отнести к актерским удачам Сахабиева. Но это не значит, что драматические роли и лирические образы не его амплуа, с них он начинал: Ислам («Джигангир»), Хан, Канзафаров («Алтынчеч» и «Джалиль» Н. Жиганова), Фредди («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу), Марсель («Богема» Дж.Пуччини), Байназар («Крик кукушки» Р. Калимуллина) и др. Таков актерский диапазон Р. Сахабиева.

Концертная деятельность Р. Сахабиева не так велика, как филармоническая, но начал он ее рано, еще будучи студентом, и его тесная связь с татарскими композиторами и поэтами, особенно своими сверстниками, делала ее уникальной. Частые выступления на радио и ТВ прибавляли певцу популярности. Композиторы охотно доверяли Сахабиеву премьеры своих песен и романсов, об этом говорят имена авторов музыки в концертных программах певца: Р. Яхин, Н. Жиганов, С. Садыкова, Р. Еникеев, Ф. Ахметов, Л. Хайрутдинова, Ш. Шарифуллин, особая дружба связывала его с Р. Абдуллиным, Л. Батыркаевой, Р. Ахияровой. Их свежие современные ритмы привлекали молодежную аудиторию. Иногда сольные концерты Сахабиева превращались в музыкально-литературные вечера — популярны тогда были талантливые поэты, земляки Сахабиева Ф. Сафин, Р. Валеев, а также Р. Файзуллин, М. Аглямов, 3. Маликов и др. Он и сам был частым гостем на поэтических вечерах.

Ни один пленум или съезд Союза композиторов Татарстана и РСФСР не обходился без участия Р.Сахабиева. За выступления в фестивалях Союза композиторов СССР в г. Омске, Алма-Ате, Саранске, а также на съезде Союза композиторов в г. Москве певец был награжден Почетными грамотами Министерства культуры ТАССР.

В 1976 году, когда Рафаэль Сахабиев был уже официально зачислен солистом в оперную труппу театра, он выступал на самых престижных площадках Москвы

и Ленинграда в рамках программы «Молодые голоса России», в которой принимали участие певцы и дирижеры театров оперы и балета РСФСР. Некоторые имена участников этого форума хорошо известны и казанским любителям: Е. Колобов, Ю. Кочнев. И. Лапиньш. Г. Васько, С. Лейферкус, Ю. Марусин, В. Огновенко, А Стеблянко, Л. Сметанников, Э. Хабибуллина, Л. Шевченко и др. (Фамилии участников от нашего театра мы специально подчеркнули.)

В 1987—1988 годах для любителей легкого жанра в театре давались театрализованные представления в двух отделениях. Актеры с удовольствием выступали в них, создавая атмосферу праздничного вечера. Каждому предоставлялась возможность выбирать произведения по своему вкусу, разумеется, в пределах сценария. В «Вечере неаполитанской песни» Р. Сахабиев блистательно исполнял неаполитанскую народную песню «Марьянина», а во втором отделении — «Мне не забыть тебя» Э. Куртиса. Для татарской публики была представлена тщательно отобранная антология татарского романса и песни под названием «Приди ко мне, как солнце...». Из богатого концертного репертуара Р. Сахабиева в программу вечера вошли замечательные произведения его любимых композиторов: Ф. Ахметова («Юатма син мине») и Р. Яхина («Для тебя», «Мы все равно будем вместе»), И вновь публика открыто выражала свои симпатии любимым певцам, не желая отпускать их со сцены.

 

Р. Такташ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.