Саляхов Булат Нуретдинович

 

Родился 21 марта 1952 г. в д. Алан Арского района ТАССР. С 1974 по 1988 г. работал монтажником, электросварщиком «Камгэсэнергостроя», электросварщиком на «КамАЗе».
В 1988— 1990 гг.— режиссер Народного татарского театра Дома культуры и творчества «Энергетик».
С 1990 г. — актер Набережночелнинского татарского ТЮЗа, в 1995 г. переименованного в Набережночелнинский татарский драматический театр (с 28 октября 1999 года — государственный).
В 1989 г. закончил Казанский государственный институт культуры, режиссерское отделение.

Заслуженный артист РТ (1999).
Народный артист РТ (2009).

 

Булат Саляхов прошел довольно трудный путь становления актера. Проработав 15 лет на стройках «КамАЗа», а вечерами занимаясь на репетициях в Народном театре, Саляхов постоянно приходил к мнению — театр для него не просто увлечение, а смысл всей его жизни. Уже будучи отцом двоих детей, он поступает на режиссерское отделение в КГИКИ. Окончив обучение, Булат возглавляет Народный театр в Доме культуры «Энергетик». Но неутомимая душа Булата не успокаивается на достигнутом. Его мечта — профессиональная сцена. И вполне естественно, что когда в начале девяностых годов встал вопрос о необходимости создания в городе татарского, поначалу детского театра, он был в числе его организаторов. Тогда он назывался Татарский театр-студия ТЮЗ. Первая наиболее удачная роль в качестве профессионального актера — в спектакле И. Юзеева «Гора влюбленных».

Актер, постигая азы профессии, научился сливаться с судьбами своих, без малого 40 сыгранных героев разных эпох, с их психологией, взглядами на жизнь и яркими индивидуальностями. Его репертуар богат разножанровыми ролями. Нурмухамет — «Корни Нурислама» Р. Батуллы — в исполнении Саляхова остался в памяти зрителей не просто как душевнобольной парень, скорее наоборот, актеру удалось создать образ человека с чистой душой, отличного от остальных, тоньше и глубже чувствующего окружающую действительность. Через образ Ильдара в спектакле «Страх» 3. Хакима актер сумел раскрыть психологию страха, механизм воздействия трусости на личность человека. Здесь актер помимо своего актерского таланта, раскрылся еще и как психолог, тонкий знаток человеческой души. В роли Кыйфира — Фараона («Юсуф» Кол Гали) он очень точно и рационально использовал краски актерской игры, благодаря чему успешно создал образ строгого, но справедливого правителя. При создании образа Надыра — Махмуда в спектакле «Угасшие звезды» К. Тинчурина актер ушел от общепринятых трактовок этой роли, раскрыв своего героя совершенно с другой стороны. Он в исполнении Саляхова не вызывает презрения или отвращения, скорее наоборот, заставляет зрителя сочувствовать, сопереживать глубоко трагической судьбе человека — калеки, доказывающего свое право на счастье, на любовь.

Комедия «Еда для всех» арабского классика Тауфика Хакима стала художественным событием в жизни театра. А для актера, сыгравшего в спектакле главную роль Хамди, она стала одной из крупных удач. Театральные критики дали высокую оценку и спектаклю, и в особенности актеру.

Следующей серьезной работой артиста стала роль в комедии классика татарской драматургии Г. Камала «Банкрот», где он сыграл Сиразетдина. Спектакль был поставлен к юбилею актера и явился своего рода итогом его 20-летней творческой деятельности. Работая над ролью, Булат Саляхов добивался типизации, обобщения образа, символизирующего мошенничество, меркантильность. Здесь ярко проявился и дар актера как сатирика. У него были хитрющие, лукавые глаза. Да и решен Сиразетдин нетрадиционно. Одетый в европейский костюм, Сирази невероятно активен, быстр в движениях. А вот в спектакле «Бурлак» М. Гилязова его герой Сибай, предающий друга Гаяза, нетороплив, что свидетельствует о широте творческого диапазона актера.

Одна из последних по времени ролей, наиболее ярко раскрывающих его актерское дарование,— роль Бургана Гимадова в спектакле «Хаят» Р. Сабира по мотивам произведений татарских классиков Ф. Амирхана и Г. Исхаки. Актер создал образ фабриканта начала XX века: образованного, передового представителя татарской общественности. Работа Саляхова и спектакль в целом получили большой резонанс в театральном сообществе Татарстана, завоевали успех и признание столичных зрителей и театральных критиков на гастролях в г. Казани в 2008 году.

У Булата Саляхова огромный творческий потенциал, много творческих планов. Наряду с актерской работой в театре, он пробует себя и как драматург, и весьма успешно. Пьеса «Яр» («Новелла о человеке»), признанная одним из лучших драматургических произведений 2002 года, была поставлена на сцене Набережночелнинского и Мензелинского театров. С успехом прошли премьерные постановки его пьес «Деревня Джамиля», «Все хорошо, товарищи», большой успех у зрителей имел спектакль по пьесе А. Попова «Ревную, люблю» в авторизованном переводе Саляхова.

Саляхов не только драматический актер. Его знают и любят как артиста эстрады, режиссера и ведущего концертных программ театра песни «Салават».

Начиная с 1990-х гг., он является бессменным ведущим, режиссером, сценаристом концертных программ городского Сабантуя, новогодних программ, праздника

«Нэуруз Бикэ», «Татар егете», «Сабантуй гузэле». Участвует во многих концертах в городе и республике. Работа в этих жанрах обогащает его творческий багаж.

За свою многолетнюю творческую деятельность актер внес большой вклад в развитие искусства республики, в частности города Набережные Челны.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.