Салимов Равиль Исмагилович

 

Родился 12 апреля 1949 г. в г. Бугульме ТАССР.

В 1968 г. поступил в Бугульминский русский драматический театр.

Заслуженный (1986) и народный (1991) артист ТАССР.
Заслуженный артист РФ (2011).

 

В Бугульминский театр Равиль Салимов пришел в 19-летнем возрасте, был принят на должность художника-исполнителя: под руководством художника В. Е. Сахарникова расписывал декорации. Поскольку труппа была немногочисленной и в мужском составе, как всегда, ощущался недостаток, ему почти сразу же пришлось выходить на сцену во всевозможных служебных ролях — то слуга, то посыльный, то еще кто-нибудь. Относился он к этим дополнительным своим обязанностям очень добросовестно, внимательно прислушивался ко всем режиссерским замечаниям и наставлениям и скоро стал получать роли более значительные. Вот таким образом, по ходу дела, он проходил школу актерского мастерства, сначала под руководством режиссера Т. Е. Сидорова, а затем П. В. Джапаридзе, уделявшего большое внимание педагогической работе с актерами.

Играл он первоначально преимущественно молодых героев, близких ему по возрасту и мироощущению, делясь с ними какими-то чертами собственного характера и сравнительно небогатым жизненным опытом. Но герои его были искренними, непосредственными в каждом своем проявлении и всегда встречали живой отклик в зрительном зале. Он удачно сыграл Саттарова в пьесе казанского журналиста и университетского педагога С. И. Антонова «Сердцем с Россией», посвященной событиям Гражданской войны и пребыванию в Бугульме чешского писателя Я. Гашека. Затем были Рикардо, сподвижник Ривареса, в инсценировке романа Э. Л. Войнич «Овод», Энрико в «Итальянской балладе» Н. Алиева, Поэт в «Горянке» Р. Гамзатова, Леандр в «Плутнях Скапена» Ж. Б. Мольера. Все они были темпераментными, энергичными, настойчивыми в достижении своих целей.

Постепенно накапливался и жизненный, и сценический опыт, приходило мастерство, и в 1980-е годы Салимову поручают уже и острохарактерные, и драматические роли, работая над которыми актер проявляет и острую наблюдательность, и умение использовать в обстоятельствах жизни героя свои собственные переживания. Очень убедителен был Салимов в таких ролях, как Закиров («Тринадцатый председатель» А. Абдуллина), слесарь Франта Сауэр («Бравый солдат Ярослав Гашек» К. Минца), Берланга («Этот странный русский» В. Чичкова), Подсекальников («Самоубийца» Н. Р. Эрдмана), наконец, Наполеон (о.п. Ф. Брукнера), жизненной правдивостью своего существования на сцене, логической и психологической обоснованностью поведения своих героев. Образы, созданные актером, не отличались многоплановостью содержания и философской глубиной, они были понятны зрителю бытовой правдой и потому встречали сочувствие и понимание.

Незадачливый купец Самсон Силыч Большое, попавший в подготовленную собственными руками ловушку («Свои люди, сочтемся» А. Н. Островского), пекущийся о хозяйском добре, но не забывающий и собственной выгоды Спиридоныч («Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова), раздраженный бесконечными проблемами Хозяин («Очень простая история» М.Ладо), томящийся в непривычной для рабочего человека неподвижности Тимофей («Именины с костылями» С. Л. Лобозерова) были в исполнении Салимова убедительны в своей узнаваемости. Социальные герои, народные типы характеров особенно близки творческой индивидуальности Р. Салимова и всегда выразительны и колоритны. Темпераментно играет актер комедийные роли: Официанта и Инспектора Патерхауса в комедиях Р. Куни «Без паники, джентльмены» и «Очень женатый таксист», Султанбека в комедии У. Гаджибекова «Аршин мал алан», Чубукова в комедии А. П. Чехова «Предложение». Свыше сорока лет преданно служит своему театру Равиль Салимов, внося и свою скромную лепту в дело воспитания бугульминского зрителя и со сцены, и на многочисленных творческих встречах.

 

Ю. Благов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.