Салаватов Ренат Салаватович

 

Родился 5 ноября 1949 г. в г. Чимкенте (Казахстан). Оперный и симфонический дирижер, композитор. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию (1974). В 1974— 1975 гг. — главный дирижер Камерного оркестра радио Казахстана, в 1976—1978 и 1985—1989 гг. — дирижер, а позже главный дирижер Государственного театра оперы и балета им. Абая (Алматы), в 1979—1985 гг. — главный дирижер Государственного симфонического оркестра ТАССР, в 1989—1990 гг.— дирижер Мариинского театра Санкт-Петербурга, в 1990—1995 гг.— дирижер Национального театра Баварии (Мюнхен), в 1996— 2001 гг.— дирижер Королевской оперы Швеции (Стокгольм). С 2003 г. — главный дирижер ТАГТОиБ им. М. Джалиля.

Заслуженный артист России (2010).
Народный артист ТАССР (1982).
Кавалер ордена «Курмет» (2004).

 

Ренат Салаватов, дирижер мирового уровня, входит в звездную плеяду выдающихся российских дирижеров. Первой его музыкальные способности заметила воспитательница в детском саду. Она и посоветовала маме обучать мальчика музыке. Нужно отдать должное самоотверженности матери будущего дирижера, которая ради того, чтобы он мог обучаться в специальной музыкальной школе имени К. Байсеитовой, оставила все и с двумя детьми переехала в Алма-Ату.

В «Байсеитовку» будущий дирижер был принят в класс виолончели. В 9 лет состоялось первое выступление Рената на телевидении — он исполнил на виолончели пьесу «Красный сарафан» А. Варламова. В 13 лет Ренат выступил в качестве солиста с Государственным симфоническим оркестром Казахстана — тогда он исполнил концерт Дмитрия Кабалевского. Автор был в зале, после концерта он тепло поздравил виолончелиста, предрекая ему большое будущее.

Вскоре Салаватов покинул Алматы, так как поступил в Московскую центральную музыкальную школу в класс А. Е. Васильевой.

Получив среднее профессиональное образование как виолончелист, Ренат Салаватов неожиданно для всех поступил на кафедру симфонического дирижирования Ленинградской консерватории им. Н. Римского-Корсакова. Впрочем, неожиданным это было только для окружающих. Рената с ранних лет «тянуло» к оркестру, и еще в Казахстане он начал брать уроки дирижирования у Т. Османова. В консерватории Салаватов обучался у выдающихся профессоров К. А. Симеонова и И. А. Мусина. Позже окончил аспирантуру при Московской государственной консерватории в классе профессора Л. М. Гинзбурга.

Карьера молодого музыканта была стремительной и успешной. Сразу же по окончании учебы в 1974 году, возвратившись в Алма-Ату, двадцатипятилетний юноша становится главным дирижером Камерного оркестра радио Казахстана, а в 1976 году Рената Салаватова приглашают занять пост дирижера оперного театра в Алма-Ате. В 1979 году, после смерти выдающегося дирижера Натана Рахлина, Ренат Салаватов возглавляет симфонический оркестр Татарской государственной филармонии и в течение шести лет работает его главным дирижером. В Казани он был первым исполнителем многих сочинений татарских композиторов: Н. Жиганова, Л. Любовского, Б. Трубина, Ф. Ахметова и др. Сотрудничает он в то время и с театром оперы и балета — как музыкальный руководитель и дирижер с режиссером Н. Даутовым ставит оперетту «Летучая мышь». В 1982 году за заслуги в развитии музыкального искусства республики Р. С. Салаватову присвоено почетное звание «Народный артист ТАССР».

В 1985 году Ренат Салаватов возвращается на родину, в Казахстан, где возглавляет Государственный симфонический оркестр Казахстана, а также становится главным дирижером Государственной оперы Казахстана. В качестве приглашенного дирижера Ренат Салаватов работает с самыми известными оркестрами Советского Союза, включая оркестр Большого театра, театров Ленинграда, Еревана, Тбилиси, Ташкента, Екатеринбурга, Ялты и Сочи. Вскоре дирижер приобретает широкую известность не только в нашей стране, но и за ее пределами.

В 1989 году Ренат Салаватов становится дирижером Мариинского театра Санкт-Петербурга. С труппой этого театра он с успехом гастролирует в Великобритании, Франции, Италии, Ирландии и Германии. «Великолепный Салаватов», «выдержанная элегантность Салаватова» — так отмечает пресса Великобритании впечатление от выступлений дирижера. В Мариинке Салаватов проработает 2 года, а потом вернется еще раз — в сезоне 2000—2001 г. как приглашенный дирижер он ставит балеты «Манон» Ж. Массне и «Петрушка» И. Стравинского.

О востребованности артиста говорит обширная «география» его выступлений и работы: десять лет — с 1991 по 2001 г.— Салаватов проводит за рубежом, сначала работая в Баварской государственной опере, а затем в Королевской опере Швеции. В Мюнхене Салаватов познакомился с легендарной Майей Плисецкой. По ее рекомендации в 1996 году он получает приглашение на пост дирижера Шведской Королевской оперы в Стокгольме.

Успех сопровождает его выступления в Парижской Гранд-Опера, с оркестром Дублинского балета, Лондонским оркестром, а также гастрольные выступления в Болонье, Бирмингеме, Салерно, Кельне, Дуйсбурге, Севилье, Амстердаме, Нью-Йорке... Много работая за рубежом, маэстро, тем не менее, успешно реализует свой творческий потенциал в России.

В 2001 году Салаватов возвращается в Алма-Ату как художественный руководитель и главный дирижер Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая. Спектакли театра, высокий художественный уровень которых — в большой степени заслуга Салаватова, имеют неизменный успех у публики.

В 2003 году Ренат Салаватов был приглашен в Казань в качестве главного дирижера Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля, где и работает по настоящее время. Как музыкальный руководитель и дирижер участвовал в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского, балетов «Корсар» Адана, «Спящая красавица» Чайковского, «Пер Гюнт» Грига. Дирижирует спектаклями текущего репертуара театра, спектаклями международных фестивалей: оперного им.Ф. И. Шаляпина и классического балета им. Р. Нуриева. «Это очень достойная работа театра, и, прежде всего, главного дирижера Рената Салаватова...», «Оркестр под управлением Рената Салаватова продемонстрировал высокий исполнительский уровень...»,— писала московская газета «Музыкальное обозрение» (апрель 2006 года) о премьере оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», состоявшейся в рамках XXIV Международного оперного фестиваля имени Ф. И. Шаляпина. С 2002 года с оперной и балетной труппами театра он выезжает в зарубежные турне в страны Западной и Центральной Европы (Германия, Швейцария, Австрия, Люксембург, Франция, Нидерланды, Испания и другие), где театр дает до 130 спектаклей в год.

Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Музыку для национального балета-сказки «Алкисса», поставленного в 2006 году в Астане на сцене нового театра оперы и балета им. К. Байсеитовой, написал Ренат Салаватов. Но и этим не исчерпано дарование этого замечательного человека: в 2004 году в Санкт-Петербургском издательстве «Аврора» вышла в свет книга «Шведский дивертисмент России», написанная Ренатом Салаватовым в содружестве с известным журналистом Николаем Вуколовым. В этой книге рассказывается обо всех выдающихся деятелях искусств России, так или иначе связанных со Швецией: Ф. Шаляпине, А. Павловой, М. Фокине, Р. Нуриеве, М. Плисецкой, Р. Щедрине, Г. Рождественском, Е. Светланове...

В репертуаре маэстро — свыше 130 опер, балетов, симфонических произведений европейских, русских, татарских, казахских композиторов.

Высокопрофессиональный музыкант, тонко чувствующий любой нюанс музыкального произведения, будь это опера, большое симфоническое полотно или балет, Ренат Салаватов является неоспоримым авторитетом для исполнителей- музыкантов оркестра и солистов. Каждое его выступление — это всегда интересное и уникальное прочтение партитуры, деликатность, тонкая нюансировка, удивительная слаженность оркестра, который под управлением Р. Салаватова становится единым организмом, реагирующим на малейшие движения души вдохновенного дирижера. Можно смело сказать, что Ренат Салаватов входит в звездную плеяду выдающихся дирижеров современности. Всю свою творческую жизнь он посвятил служению Музыке, пропагандируя во всем мире лучшие достижения великого российского музыкального искусства.

При этом разнообразии профессиональных интересов и огромной востребованности Ренат Салаватов признается, что никогда не думал о том, как лучше построить карьеру. Он просто всю жизнь занимался любимым делом — Музыкой.

 

Ж. Мельникова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.