(8 сентября 1919 г., г. Царицын (ныне Волгоград) — 30 августа 1988 г., г. Казань)
Окончила студию при Сталинградском театре рабочей молодежи (ТРАМ).
Работала в ТЮЗах Сталинграда, Ростова-на-Дону, с 1943 г. в труппе Казанского театра юного зрителя.

Заслуженная артистка ТАССР (1960).
Народная артистка ТАССР (1987).

 

Она появилась в Казани летом 1943 года, сбежав вместе с сыном из немецкого плена. Эшелон, заполненный рабами из России, пробирался в Германию под постоянной угрозой бомбардировок и партизанских налетов. Во время одной из вынужденных остановок дверь вагона оказалась приоткрытой, а внимание конвоиров отвлек прогремевший впереди взрыв. Этим обстоятельством и воспользовались несколько пленников. Кубарем скатившись с насыпи, они бросились в близлежащий кустарник и поползли. На их счастье эшелон тронулся, и их не стали искать. Но они оказались на территории, оккупированной немцами. Многие месяцы они пробирались на восток, к своим, ночами, мерзли и голодали. О том, что родной театр — Сталинградский ТЮЗ — эвакуируется в Казань, Анна Михайловна успела узнать еще в Сталинграде, но не успела добраться до места сбора труппы — их схватили по дороге.

В работу включилась сразу, кое-как обустроив свой немудреный быт, включилась со свойственным ей азартом. Перенесенные испытания словно добавили силы. Так же, впрочем, работали и ее коллеги, приехавшие сюда год назад и успевшие за прошедший сезон подготовить и выпустить восемь спектаклей и концертную программу. Они словно бы принесли с собой дыхание войны, они чувствовали себя бойцами, в той же мере призванными защищать Отчизну, что и те, кто воевал на полях сражений.

За плечами у Анны Михайловны был уже достаточный сценический опыт и, в первую очередь, опыт работы в ТРАМе. Эти театры, повсеместно возникавшие в 1930-е годы, в наибольшей степени использовавшие в своей практической деятельности творческий метод В. С. Мейерхольда и С. М. Эйзенштейна, сыграли значительную роль и в формировании эстетики советского театра, и в формировании требований к внешней технике актера. Практически в каждом ТРАМе создавались студии, проводились учебные занятия по биомеханике, акробатике, воспитывалась пластическая и музыкальная культура актера. Анна Михайловна была достойной ученицей этой школы: она пела, танцевала, выполняла акробатические этюды, владела словом — и все это с какой-то внутренней напористостью и страстностью. Публицистичность и некоторый пафос, свойственные ее исполнению, тоже явно были наследием этой школы. И потому такие роли, как Жиган («Р.В.С.» А. П. Гайдара) и Гаврош («Отверженные» по роману В. Гюго), Гарик («Белеет парус одинокий» по повести В.П.Катаева) и Васька Савельев («Именем революции» М. Ф. Шатрова), Алеша Пешков (о.п. И. А. Груздева, О. Д. Форш) и Володя Дубинин (о.п. В. А. Гольдфельда) в исполнении Пешковой принимались детской аудиторией с полным пониманием и активной поддержкой. Ее герои были непосредственны в выражении чувств и внутренне независимы, смелы и находчивы, и всегда готовы к совершению самого отчаянного поступка, если этого требовали обстоятельства.

Играла она и молодых героинь: Таню («Сказка» М. А. Светлова), Машу («Три сестры» А. П. Чехова), Одарку («Ночь перед Рождеством» по повести Н. В. Гоголя), Полину («Мещане» М. Горького), Адриану («Комедия ошибок» У.Шекспира), Зербинетту («Плутни Скапена» Ж. Б. Мольера), часто придавая и им черты мальчишеской задиристости, своеволия, упорства в достижении цели. Убедительны были в ее исполнении социальные героини: Лена Богачева, Нюра («Шестеро любимых», «Город на заре» А. Н. Арбузова), Тоня Куликова («Строгая девушка» С. И. Алешина), Тамара («Девицы-красавицы» А. Д. Симукова), Люся («Одна ночь» Б. Л. Горбатова). Каждой героине она выстраивала подробную биографию, находя для каждого поступка, каждого слова конкретную и точную внутреннюю мотивировку. Ее героини были узнаваемы и жизненно достоверны.

Переходя постепенно на роли возрастные, острохарактерные, она отнюдь не утратила своего внутреннего темперамента. Ее Простакова («Недоросль» Д. И. Фонвизина) и Фекла Ивановна («Женитьба» Н. В. Гоголя), Евфросинья Потаповна и Мамаева («Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Акулина Ивановна («Алеша Пешков» по повести М. Горького «Детство»), Евдокия Федоровна («Остановите Малахова!» В. А. Аграновского) и Роза Абрамовна («Разговоры в учительской» Р. Э. Каца), Мачеха («Золушка» Е. Л. Шварца) и фрекен Розенблюм («Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен), при всей безусловной разности их внутренней и внешней характеристик, социальной определенности, использованных актрисой выразительных средств, отличались активной жизненной позицией, действенной динамикой и последовательной настойчивостью в достижении своих целей.

Анна Михайловна прошла суровую жизненную школу. И каждый образ, созданный ею на сцене Казанского театра юного зрителя, заключал в себе частицу прожитой жизни, трудного душевного опыта, которым она теперь делилась со своими зрителями, побуждая их быть стойкими в любых жизненных ситуациях. Память о войне и перенесенных испытаниях она пронесла через всю свою жизнь. В составе концертной бригады она успела съездить на линию фронта, в последующие мирные годы часто ездила в Сталинград на встречи с ветеранами войны. Эта память составляла как бы основное содержание ее творчества, ее герои и героини тоже воевали — воевали во имя торжества честности и порядочности в человеческих отношениях, справедливости и добра.

 

Ю. Благов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.