Мотыгуллина Рузия Идиятулловна

 

Родилась 3 марта 1950 г. в д. Верхнее Алькеево Алькеевского района ТАССР.
В 1974 г. окончила Казанское театральное училище (курс М. X. Салимжанова) и была принята в труппу академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка ТАССР (1984).
Народная артистка РТ (1991).
Заслуженная артистка РФ (2001).

 

В книге «Артисты театра им. Г. Камала» про Рузию Мотыгуллину написано — «Ведущая, многогранная актриса, обладающая мягким, лирическим дарованием. Героини отличаются искренностью, глубиной переживаний, правдой чувств». К этому еще надо добавить — определенным аристократизмом.

Тут возникает вопрос: откуда у девчонки, выросшей в татарской деревне, в обычной крестьянской семье, такая изысканность в исполнении ролей русских, западноевропейских и татарских женщин? Как, кстати, и у ее старшей сестры Исламии Махмутовой, ведущей актрисы театра им. К. Тинчурина, будто в роду у актрис были предки «голубых кровей».

По примеру старшей сестры, работавшей в театре с 1963 года, Рузия в 1971 году поступила в театральное училище. Курс был необычайно талантливый. Известные сегодня имена — Алсу Гайнуллина, Зульфира Зарипова, Ляля Миннуллина, Дамир Сиразиев, Фирая Акберова, Нариман Гарифуллин, Дусил Касымов, сама Рузия — из одной группы. Учиться у М. Салимжанова было очень интересно. После окончания учебы практически все оказались востребованы в театре.

Выразительные внешние данные Рузии — высокий, статный рост, природное обаяние, внутренняя поэтическая духовность, мягкость — позволили режиссерам с первых же лет работы поручать актрисе ведущие роли молодых героинь. Уже ее Марийка — «Солдатская вдова» Н. Анкилова, Росита — «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, Айслу — «Потоки» Т. Гиззата — девушки разных национальностей — русская, аргентинка, татарка — дали почувствовать в молодой актрисе мягкое, светлое поэтическое дарование.

При работе над переводными пьесами, наряду с раскрытием психологии персонажей, жизненной достоверностью характеров, перед актрисой впервые возник вопрос, как создать образы людей, принадлежащих к иной национальности. Мотыгуллина понимала, что национальное своеобразие не во внешних признаках, оно определится, если исполнитель будет точно следовать логике развития характера, данного автором любой национальности. Эти роли были сыграны в 1975, 1977 годах сразу после окончания училища. Через несколько лет актриса сыграет еще одну иностранку, итальянку-аристократку Анжелу — «Король-Олень» К. Гоцци.

1983 год стал значительным в творческой судьбе артистки. Она создаст одну из своих известных ролей — Зариму — «Под знаком Марса» Р. Хамида. Здесь проявилось мастерство, умение проникать в суть драматического характера, передать полно и крупно боль и страдание молодой женщины. А потом была Лариса — «Бесприданница» А. Островского — мечта каждой драматической актрисы. Героиню Островского играли две актрисы — Гайнуллина и Мотыгуллина. Обе актрисы давали почувствовать зрителю смутные, тревожные ожидания Ларисы, трепетность и одновременно отчаянную решительность ее характера, стремление вырваться из клетки. Актрисы по-разному передавали драматический конфликт героини с окружающей средой. Если Лариса Гайнудлиной была несколько холодновато-отрешенной, то Лариса Мотыгуллиной была мягкой, женственной, лиричной. В то же время обе актрисы создавали образ с поистине трагической силой и глубиной. «Артисты татарского театра играли самую, наверное, знаменитую пьесу Островского с той привычной для них и всегда увлекающей сочностью красок, которая делала бенефисным практически каждый актерский выход. «Бесприданница» камаловцев, пожалуй, одно из самых сильных впечатлений» — восторженно писал театровед А. Иняхин в статье «О преимуществах медленной игры» (ж. «Театр» № 2, 1984 г.)

Через четыре года Р. Мотыгуллина создает еще одну из своих этапных работ — Шамсегаян в инсценировке знаменитой повести А. Гилязова «Три аршина земли». Еще одна трагическая судьба. Актриса последовательно раскрывала характер своей героини — от чувств счастливой, радостной и любящей девушки к недоуменному, горестному состоянию и трагически безысходной тоске несчастной женщины по родной земле, по родной деревне, дому. В финале тихую, ушедшую в себя, не расплескавшую своих чувств, страдающую умирающую женщину муж везет в телеге домой, в проклявшую их деревню Карачура. Слезы подступают к горлу, когда видишь мертвое тело Шамсегаян, обернутое в полотенце, которое она вышивала с изображением пейзажа родной стороны — единственной ниточкой, связывавшей Шамсегаян при жизни с родным краем и ставшим ее последним «прости».

После этих ролей была гордая взволнованная Шафак, оказавшаяся в сетях вековых предрассудков и тревожно ожидающая решение аксакалами своей судьбы в трагедии М. Карима «В ночь лунного затмения».

В промежутках были Галимабану — «Галиябану» М. Файзи, Сабира — «Голубая шаль» К. Тинчурина, Расиха — «Приехала мама» Ш. Хусаинова, Лейсан — «Хасан — муж Лейсан» Ю. Сафиуллина, Шамсия — «Ясновидец» 3. Хакима, сыгранные с психологической четкостью, реалистическим своеобразием.

Трагической силой было проникнуто исполнение образа Зулейхи в одноименной пьесе Г. Исхаки. Глубиной чувств, сдержанностью, за которой скрывалась непереносимая душевная боль, отличалась героиня Мотыгуллиной, которой предстояло отправиться на каторгу.

Наряду со знаменитыми трагическими ролями особое место в репертуаре занимает одно из последних по времени созданий актрисы — знаменитая Ханума в одноименной грузинской комедии А. Цагарели. Персонаж комедийный, авантюрный, ловкий. Артистка с видимым удовольствием, легкой неповторимостью играет невероятно жизнерадостную, обаятельную сваху. Ее исполнение темпераментно, проникнуто тонким лукавством, динамичностью, что доставляет явное удовольствие зрителю.

Все героини Р. Мотыгуллиной отличаются поэтичностью, искренностью, трепетной эмоциональностью, глубиной переживаний, правдой чувств. Актриса умеет передавать второй план роли, тонко проникать в ее суть.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.