Минханов Рамиль Гаязович

 

Родился 23 декабря 1961 г. в Иркутске.
В 1987 г. окончил Казанское театральное училище.
С 1987 г. работает актером Альметьевского татарского театра.

Заслуженный артист РТ (2000).
Народный артист РТ (2011).
Лауреат премии Министерства культуры РТ и фонда «Жыен» им. Д. Сиразиева (2008).

 

Не сразу пришел молодой Рамиль в актерскую профессию — прежде довелось ему поработать в театре и шофером, и рабочим сцены. Однако по совету жены — актрисы С. Минхановой — закончил театральное училище, правда, кукольное отделение, и стал актером. Поначалу, переехав с родителями в Альметьевск, он почти не говорил по-татарски: родился в Иркутске, закончил русскую школу...

В первые годы он играл все подряд — и маленькие роли, и эпизоды; участвовал в массовках. Таким образом Рамиль набирался опыта. И уже в 1993 году актер сыграл одну из первых своих значительных ролей — Дивана в спектакле «В ночь лунного затмения» М. Карима. Первая встреча актера с жанром трагедии позволила ему пронести сквозь образ тему протеста против внутреннего рабства, против подчинения человека антигуманным застарелым законам, мешающим свободе, радости жизни. В эти же девяностые годы театр поручает Рамилю и роль смешного Ахата в комедии Амануллы «Скандал за сценой», и драматического, серьезного Абдуллы в трагикомедии Ф. Булякова «Любишь-не любишь», и тупого Исфана в музыкальной комедии Т. Миннуллина «Душенька», в его же музыкальной комедии, почти водевиле «Четыре жениха Диляфруз» актер играет ловкого, жизнерадостного Амура. Эти разнообразные по характеру образы помогли Минханову стать актером широкого творческого диапазона, выявили в его индивидуальности особую пластичность, умение петь, танцевать.

После окончания училища прошло четверть века, сыграны десятки самых разных ролей. И сегодня Минханов — ведущий актер театра, один из любимых зрителем мастеров сцены.

Артисту присуще особое сценическое обаяние. Его разные по характерам, мыслящие герои внутренне эмоциональны, психологическая разработанность сочетается с жизненной правдивостью, естественностью существования на сцене, яркой театральностью, выразительностью театральной формы, особой пластикой, найденной для каждого образа. Своеобразие, цельность каждого характера Минханов добивается умением мастерски перевоплощаться.

Например — острокомедийный, суперактивный Яппар в комедии «Свояченица» 3. Исмагилова. Длинная, тощая козлиная бородка, одет в старые дореволюционного образца хлопчатобумажные белесые штаны, белесую же рубашку. Уже один внешний вид этого немолодого человека вызывает улыбку. Ходит он как-то кособоко. И вот этот «молодец» пытается ухаживать за толстушкой Шамсией. Актер так легко, без всякого нажима, проделывает трюки вроде сальто, все настолько естественно, логично, а в итоге так смешно, что зритель буквально валится от смеха. Кажется, и сам актер получает удовольствие, играя эту ярко театральную роль.

Вторая роль — Джихангир — «Врата рая» М.Гилязова, сыгранная через три-четыре года после Яппара. Совершенно другой характер. Современный богатый бизнесмен, одетый в темный костюм, строгий, немногословный, самоуверенный хозяин жизни, сдержанный, жесткий. Но после знакомства с Бибинур в нем просыпается человечность. Последний переход душевного состояния актер замечательно передает незаметным на первый взгляд изменением его отношения к жизни.

Третий характер — полная противоположность двум вышеназванным. Это Флорид — «Случайная остановка» Д. Салихова — жулик, отвратительный, властный бесчеловечный тип, обирающий доверчивых, наивных стариков.

Особняком стоит образ Бакыя — «Белый калфак» М. Файзи. В известной мелодраме актер создает неожиданно решенный режиссером (Ф. Бикчантаев) характер. Он как бы делится на три разных периода. Сначала пастух, одетый просто, с накинутой на плечи шкурой, слитый с природой, он словно душа гор — веселый, раскованный, легко двигающийся юноша. Постепенно Бакый меняется, он влюбляется в богатую девушку Хамдию. Вместе с изменением внутренней сущности меняется и его костюм. Он цивилизован, аккуратно одет. Наконец, в финале — трагическое понимание безответности его любви, ушла юношеская безоблачность, радостное мировосприятие. Молодой человек одет в современный белый стильный костюм. В финале он гибнет.

Минханов играет много. Конечно, как у всех, есть и проходные роли. Одна из работ последних лет — шустрый, улыбчивый, неунывающий охотник за красивыми женщинами Ильдар — «Здравствуйте» Т. Миннуллина. Он доволен собой, доволен жизнью, поэтому с удовольствием поет, смеется, дурачится; шулер Сальман — «Мешок» Д. Салихова, желающий одурачить женщину Магфию, но сам оказавшийся в дураках; почти трагический Насим в пьесе «Странный человек» того же автора, ослепший после ранения на афганской войне солдат.

Минханов участвует во всех концертах театра, города, вообще живет активной творческой жизнью.

За роль Флорида Минханов получил приз в номинации «За лучшее исполнение роли второго плана» на первом театральном фестивале театров Закамья; за роль Яппара — приз в номинации «За лучшую мужскую роль» на втором фестивале театров Закамья.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.