Миннуллина Ляля Рафиловна

 

Родилась 21 августа 1952 г. в Казани.
В 1974 г. окончила Казанское театральное училище и была принята в труппу Республиканского передвижного театра (ныне театр им. К. Тинчурина).

Заслуженная артистка ТАССР (1982).
Народная артистка РТ (1999).

 

Когда Ляля Миннуллина, тогда еще Гилязова — маленькая, хрупкая, простая на вид девушка — пришла в театр и сыграла первые роли — вводы в идущих спектаклях, стало понятно, что в труппе появилась очень искренняя, правдивая актриса. Но вскоре в 1975 году Ляля вынуждена была уйти из театра в связи с тяжелой болезнью мамы. Ведь известно, что актеры передвижного театра постоянно на выездах. Через год, осенью 1976 года, когда мама поправилась, Ляля вернулась на сцену. В 1985 году Миннуллина еще раз вынуждена была покинуть коллектив. В первый класс пошла учиться дочка, надо было с ней заниматься. К тому же Ляля должна была где-то подрабатывать на жизнь. Она работала почтальоном, в детском саду, даже на заводе «Теплоконтроль». Дочка подросла, мама окончательно поправилась, Миннуллина вновь вернулась в свой театр.

Годы, проведенные вне сцены, не помешали ей как актрисе, не дисквалифицировали ее. Наоборот, потрудившись в разных сферах, она лучше узнала жизнь, разных людей, их нравы. Вернувшись к своей любимой работе, Ляля с головой ушла в творчество. Она играет много, не зацикливаясь на одном типе персонажей. Кроме того, обладая замечательной тоненькой фигурой, Миннуллина долго играла роли девушек и молодых женщин: Айсылу — «Я твой отец» Ялунера, Ларина — «Вслед за дикими гусями», Мунира — «Курган влюбленных», Галима — «Черноликие» М. Гафури, Лина — «Судьбы, избранные нами» Т. Миннуллина. Во всех этих ролях зрителя поражала психологическая достоверность характеров, порой душевная обнаженность и невероятная простота.

Неустанная работа над разнообразными ролями, приобретенный при этом опыт позволили актрисе в 1994 году создать один из самых значительных образов — Анису в спектакле «Вдовий пароход» по повести И. Грековой, в инсценировке Ф. Ситдикова. Перед зрителем представала тоненькая, маленькая немолодая женщина с постоянно вопрошающими глазами, в которых навсегда поселилась печаль, некое чувство тревоги, не исчезающее даже тогда, когда Аниса улыбалась. На всю оставшуюся жизнь в ней осело чувство вины за то, что на фронте она заимела незаконного сына, за свой грех перед мужем, которого считали погибшим, а он оказался жив. Виновата перед мужем — и теперь она буквально стелется перед ним, испрашивая прощения. Виновата перед сыном за то, что он незаконный,— обрушивала на него слепую любовь, которая превратила юношу в злобного эгоиста. Спектакль имел очень большой успех и шел долго. Однажды, после сотого спектакля, к Ляле Миннуллиной подошла какая-то зрительница и сказала: «Посмотрев ваш спектакль, я поняла, как надо воспитывать ребенка. Он не объект поклонения. Ради него нельзя всем жертвовать». Такое признание, говоря словами А. Островского, «дорогого стоит». С какой душевной пронзительностью, выстроенностью внутреннего состояния героини, с какой наполненностью должна была сыграть актриса, чтобы зрительница из судьбы, созданной артисткой, вынесла жизненный урок!

В 1996 году Миннуллина встретилась еще с одной непростой женской судьбой в спектакле «Гайфи бабай, женись давай» Г. Зайнашевой. Новую героиню актрисы звали Закия. Кстати, этот спектакль с успехом идет по сей день. Хотя в постановке довольно много действующих лиц, но его стержнем являются два персонажа — сам Гайфи (Н. Шайхетдинов) и Закия.

Актриса создает образ маленькой, худенькой, беззащитной, тихой незаметной женщины, пожилой татарки, соблюдающей все национальные и религиозные правила жизни — скромность, внутреннее достоинство. Такие не выражают бурно чувства — не причитают громко, не рыдают во весь голос на похоронах близкого человека, не хохочут, широко раскрыв рот. Все очень тихо, эмоции запрятаны глубоко внутрь. У Закии очень печальные глаза, излучающие терпение, свидетельствующие об одиночестве, и весь ее облик как бы говорит: у нее уже никаких надежд на будущее не осталось. Все это вызывает у зрителя щемящие чувство сопереживания Закие, прожившей безрадостную жизнь. Кажущаяся безыскусность, абсолютная правда поведения и логика действования актрисы в роли Закии, как и во многих других ролях, делают ее работу в театре важным составляющим звеном в творчестве всего коллектива.

Неслучайно именно об этой работе писал А. Иняхин в газете «Культура» 28 октября 1999 года — «Миннуллина создала образ современный в своем восточном изяществе, умении выразить сокровенное в молчании или трогательной песне».

Последняя по времени роль и совершенно непохожая на предыдущие две — сваха Насима — «Хаджи женится» Ш. Камала. Почти во всех дореволюционных комедиях есть довольно стереотипный образ свах. Но героиня Миннуллиной отличается от остальных свах невероятной активностью, наглой настырностью, глаза ее горят. Она, вереща, как назойливая муха, вцепляется в Хаджи, требуя денег. Он ее отгоняет, а она нахально хватает и не отпускает его. В этой работе актрисы оказался один любопытный момент — она по манере исполнения, по голосовым модуляциям напоминает знаменитую нашу актрису Веру Минкину.

Миннуллина, как правило, играет простых татарок со сложной судьбой. Она умеет докапываться до психологических глубин характера, логики его развития.

После просмотра спектакля тинчуринского театра во время его гастролей в Москве, критики единодушно отметили тонкость, одухотворенность, внутреннее душевное богатство внешне неприметных героинь Л. Миннуллиной.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.