Кочнева Надежда Михайловна

 

Родилась 25 октября 1951 г. в Казани. В 1975 г. окончила Казанское театральное училище и была приглашена в Казанский ТЮЗ, с 1989 по 1991 г. работала в Кировском ТЮЗе, в 1996 г. — в Челябинском, с января 1997 г. вновь в Казанском ТЮЗе.

Заслуженная артистка ТАССР (1985).
Народная артистка РТ (2009).

 

Импульсивная, нервная, эмоционально непосредственная, Надя Кочнева в первые годы своей работы играла задиристых девчонок-школьниц, живых, непоседливых, влюбляющихся, мало отличавшихся от нее самой. В ролях Камы («За все хорошее - смерть!» М. Ибрагимбекова) и Тийны («Оборотень» А. Кииберга) стремилась постичь и передать сложность внутреннего мира своих героинь, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях перед необходимостью жестокого нравственного выбора. Творческим открытием стала слепоглухонемая Элен в спектакле «Сотворившая чудо» по пьесе У. Гибсона, сыгранная Кочневой с подлинным вдохновением. Отчаянная жажда пробиться к свету, к контакту с окружающим миром, переданная актрисой, как казалось, на пределе человеческих возможностей, захватывала зрителей своей страстью, внутренней силой и безусловной убедительностью физического существования. И когда ее Элен, лихорадочно ощупывая пальцами передаваемые ей предметы, вся устремленная во внутренний слух, находила этот контакт, когда она, наконец, понимала, что хотела ей сказать учительница, и к ней приходило осознание того, что она выбилась из мрака своего заточения, радость вместе с ней делил весь взволнованный зрительный зал. Актриса демонстрировала в этой роли зрелое мастерство внутреннего и внешнего перевоплощения, создав образ не только убедительный и достоверный, но и масштабный по своему характеру, воплотив нем силу, мощь человеческого духа.

С большим эмоциональным напряжением сыграла она затем Катю в спектакле «С любимыми не расставайтесь!» по сценарию А. М. Володина, убедительно сумев передать, как к ее героине приходит осознание чувства нравственной ответственности в любви. Выразительно сыграла Елену («Сон в летнюю ночь» У. Шекспира), растерявшуюся перед противоречивостью, переменчивостью и быстротечностью своих чувств. Убедительна была в образе Бетти («Опасный поворот» Д. Б. Пристли) и в образе испанской принцессы («Сид» П. Корнеля), сжигаемой внутренним огнем, заключенным в жесткий корсаж условностей придворного этикета. Тонкий психологический рисунок выстраивала Надя Кочнева в роли Елены Тальберг («Дни Турбиных» М. А. Булгакова), пытающейся спрятаться в розовом гнезде и от своих чувств, и от надвигающейся катастрофы.

Героини Кочневой всегда переполнены энергией, жаждой действия, порой озорства, за которым кроется некий вызов обыденности. Таковы ее Лизетта («Любовное безумие» Ж. Реньяра), г-жа де Воланж («Опасные связи» по роману Ш. де Лакло), Золотой Ариэль («Буря» У. Шекспира), некая условно-символическая фигура, придуманная режиссером для передачи многозначности созданного драматургом образа крылатого духа.

В роли Милдред Макбейн, которую Кочнева стала играть после ухода из театра первой исполнительницы, в некотором смысле она совершала переход на роли героинь зрелого возраста, уже прошедших определенные жизненные испытания, в значительной степени перегоревших в страстях, свойственных молодости, чуть уставших и разочаровавшихся. Глубокий, психологически наполненный образ создает Кочнева в роли Эльвиры («Санта Крус» М. Фриша), все понимающей, но не все принимающей в окружающем ее мире, из которого ей тоже хотелось бы убежать в некую волшебную страну свободы и духовной чистоты.

Надя Кочнева с удовольствием и даже азартом играет острохарактерные роли и роли сказочных персонажей, хотя ее творческой индивидуальности ближе роли внутренне благородных и интеллектуально богатых героинь. Театральность, игра, выдумка присущи ее темпераменту и требуют выхода, возможно, потому, что она не сыграла еще своих главных ролей, равных по уровню внутренней силы ее Элен из спектакля «Сотворившая чудо».

 

Ю. Благов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.