Ковтун Георгий Анатольевич

 

Родился 19 февраля 1950 г. в Одессе. В 1973 г. закончил Воронежское государственное хореографическое училище, в 1985 г. кафедру режиссуры и хореографии Ленинградской государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова. В 1973—1975 гг.— артист балета Таджикского ордена Ленина академического театра оперы и балета им. С. Айни (г. Душанбе); в 1975—1977 гг.— артист балета и балетмейстер Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Дальневосточного военного округа, одновременно методист по хореографии Дальнего Востока (специалист по изучению фольклора малых народов); в 1977—1978 гг.— балетмейстер Бурятского государственного академического театра оперы и балета (г. Улан-Удэ); в 1981—1986 гг.— основатель, художественный руководитель и гл. балетмейстер Чукотско-Эскимосского ансамбля танца «Эргырон» (г. Анадырь); в 1986 г.— гл. режиссер Московского еврейского театра (г. Москва); в 1987— 1994 гг.— главный балетмейстер Киевского гос. театра оперы и балета для детей и юношества (г. Киев); в 1994— 1996 гг.— балетмейстер Санкт-Петербургского гос. академического театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (г. Санкт-Петербург); в 1996—1998 гг.— главный балетмейстер Омского государственного музыкального театра (г. Омск); с 1998 г. преподает в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, с 2005 г.— доцент.

Лауреат международного конкурса балетмейстеров (Москва 1980 г., III премия); лауреат конкурса артистов эстрады «Сочи-82» (III премия); лауреат Государственной премии Всесоюзного Ленинского комсомола (1985 г.); лауреат Всесоюзного смотра-конкурса ансамблей песни и танца (Москва, 1986 г., III премия).

Заслуженный деятель искусств РФ (1988).
Народный артист РТ (2010).

 

Георгий Ковтун знаком казанскому зрителю с конца 80-х — начала 90-х годов XX века, когда фестиваль классического балета, получивший позднее имя Рудольфа Нуриева, только начинал разворачиваться. В эти годы Ковтун руководил Киевским театром оперы и балета для детей и юношества. Мне помнится, тогда показывались на фестивале балетные постановки: «Маугли», «Ромео и Джульетта», «Весна священная». Уже тогда работы балетмейстера удивляли нетрадиционностью хореографических решений, неординарностью смысловой нагрузки, использованием в своих произведениях (кроме собственно хореографии) элементов спорта, цирка и еще каких-то движений, пластических ходов, ранее не встречавшихся.

Впервые на постановку в Казань Ковтун приехал в 1989 году в качестве постановщика хореографических сиен в детской рок-опере «Крик кукушки» композитора Р. Калимуллина. Через 2 года уже ставил танцы в опере Р. Вагнера «Летучий голландец». Это были вполне зрелые хореографические работы. В 2001 году имя Георгия Ковтуна появилось на афише в качестве балетмейстера балета Л. Любовского «Сказание о Йусуфе».

«Сказание о Йусуфе» — балет-притча о всепрощающей доброте, способной очистить человечество от злодейства, зависти, жестокости (написал сценарий Ренат Харис по одноименной поэме Кол Гали). Йусуф (Иосиф Прекрасный) — персонаж одновременно Библии и Корана — неоднократно использовался балетным театром. Известны постановки М. Фокина, К. Голейзовского, Дж. Ноймайера. Теперь вот Георгия Ковтуна в Казани.

По первоначальной задумке балет должен был ставить питерский балетмейстер Николай Боярчиков, который пригласил к себе в сопостановщики своего ученика Ковтуна, но затем Николай Николаевич, к сожалению, заболел, и весь спектакль ставил Георгий Анатольевич.

«Сказание о Йусуфе» — балет в трех действиях. Каждое действие имеет свое название и свою пластическую лейттему. Первый акт «Йусуф и братья». Здесь в центре событий герой со своими братьями, вернее, с танцем этих братьев. Таней этот, как ругань, как танец-издевка над младшим братом Йусуфом. Пластика широкая, разорванная, грубая, словно раздающая пощечины. В центре второго действия под названием «Йусуф и Зулейха» — красивый по форме и поставленный с хорошей хореографической выдумкой дивертисмент в обрамлении двух дуэтов главных персонажей. Третий акт «Йусуф и фараон» — развязка спектакля, монологи Йусуфа: монолог-признание в любви к людям, монолог-прощание и вознесение героя на небо, домой, к своему Небесному Отцу. Пластика Йусуфа на протяжении всего спектакля выстроена хореографом на удлиненных, как бы тянущихся движениях, неторопливых, нерезких.

Интересно решен в спектакле образ скарабея, который время от времени появляется на сцене. Он как бы соединяет отдельные картинки спектакля, между которыми прошло какое-то время. По сути, это и есть философский символ времени (а может безвременья?). Образ этот — большая находка авторов, а балет в целом — о ценностях общечеловеческих, лежащих вне прозаической материальности. Основу спектакля составляет классический танец, но в индивидуальном представлении (преломлении) постановщика: телодвижения, ракурсы, позы с необычными углами, что соответствует музыке и придает прелесть балету.

Создатели балета «Сказание о Йусуфе»: композитор Леонид Любовский, автор либретто Ренат Харис и исполнитель заглавной хореографической партии Нурлан Канетов — в 2005 году стали лауреатами Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. И хотя среди вышеперечисленных имен нет балетмейстера Георгия Ковтуна (он подданный другого государства), его вклад в создание спектакля не менее значителен.

В балете «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига (постановка 2003 года) Ковтун максимально приблизил сюжет к авторскому первоисточнику, т. е. Генрику Ибсену. Пер путешествует у него в трех стихиях (кроме земли): под землей, под водой и на небе. Во многих постановках, в том числе и нашей редакции 1961 года, Пер Гюнт, наравне с подземным путешествием, успевал побывать в других странах, повидать многих людей и лишь потом возвращается на родную землю.

Основная идея спектакля: как бы ты не отрывался от родной земли, все равно ты нужен ей и тебя тянет туда, где ты родился, потому что это твоя земля. Кроме того, Ковтун перенес действие балета в более отдаленные времена — Скандинавию эпохи викингов.

Богатой выдумкой постановки отличаются в спектакле так называемые народные сцены. Это многолюдные пляски современников Пера Гюнта, поставленные и исполняемые темпераментно, с элементами акробатических поддержек (что вообще характерно в балетмейстерском творчестве Ковтуна) и народных обрядов. Совсем другая пластика в сценах приключений Пера Гюнта — наполненная напряженным драматизмом вперемежку с фантастикой: то с элементами комедии, а то трагедийными нюансами.

Нетрадиционно решена постановщиком и сцена ухода из земной жизни матери Пера Гюнта — Озе. Сын увозит свою матушку на санях, а возвращается с пустыми санями. Это наводит на некоторые ассоциации. А весь спектакль напоминает библейскую притчу о блудном сыне, только вместо отца встречает сына земля родная. В «Пер Гюнте» Ковтун продолжил смело экспериментировать с сюжетом, движением, пластикой, создавая нечто свое, новое, сенсационное.

Лет пять Георгий Ковтун жил идеей балета А. Хачатуряна «Спартак» в Татарском театре оперы и балета, думая о том, как было бы хорошо найти применение столь сильной мужской части балетной труппы. Наконец, в 2008 году премьера состоялась.

За два месяца до этого «Спартак» с традиционной фабулой был поставлен Ковтуном в Михайловском театре Санкт-Петербурга. Продублировать на казанской сцене эту постановку не было возможности. Поэтому балетмейстер решил изменить сюжет: борьба братьев Ромула и Рема (в нашем случае Спартака и Красса) за римский престол в основе. Балет же должен был называться «Гладиатор», однако в дальнейшем от этого названия пришлось отказаться.

Весь балет поставлен в хореографическом стиле ампир, в особенности выпирают сцены с патрициями — исключительно помпезно, торжественно, иногда

 

В. Горшков

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.