Карпеев Александр Порфирьевич

 

Родился 22 февраля 1957 г. в Казани.
В 1979 г. окончил Казанское театральное училище и был принят в Казанский театр кукол (Татарский государственный театр кукол «Экият»),

Заслуженный (1994) и народный (2005) артист Республики Татарстан.

 

В кукольном театре случайные люди не задерживаются. Трудно представить себе человека, избравшего актерскую профессию и мечтающего о славе, прячущимся за ширмой. Поэтому в кукольный театр приходят люди исключительно по призванию, по зову души. В том, что Александр Карпеев пришел в кукольный театр именно таким образом, сомневаться не приходится. Выразительные внешние данные: рост, голос, удивительно приветливое и симпатичное лицо,— вполне позволяли ему состояться как актеру на любой драматической сцене любого крупного театра. Он выбрал кукольный и вот уже более тридцати лет служит ему преданно и вдохновенно.

За эти тридцать лет он переиграл множество ролей, и множество самых разных кукол, больших и маленьких, перебывало в его руках. Как у подлинного мастера своего дела, к тому же в это дело влюбленного и безусловно осознающего его общественную значимость, у Карпеева за прожитые в театре годы выработался свой индивидуальный стиль исполнения, свой принцип подхода к каждой роли и к каждой пьесе. Он хорошо чувствует жанр пьесы и стиль спектакля и исходя из этого по-разному выстраивает свои взаимоотношения с куклой. Находясь за ширмой, он стремится максимально перевоплотиться в своего героя, создать образ, пользуясь выразительными средствами куклы и своим голосом, выстраивая выразительную речевую партитуру роли. Голос Али («Али-баба и сорок разбойников» В. Смехова) — это, конечно, голос «южного» человека, мягкий, певучий, насыщенный эмоциональными всплесками, обертонами. Голос работника Антона («Аленький цветочек» Л. Т. Браусевича, И. В. Карнауховой) — простодушный и незатейливый. И в этом точно найденном речевом рисунке образа, его тональности уже виден характер персонажа, его отношение к окружающему, к происходящим вокруг него событиям. Скупые, неброские жесты эту характеристику дополняют, представляя законченную картину. Движения куклы в руках у Карпеева строго выдержаны и очень экономны, ничего лишнего, никакой суеты. Именно таковы его герои — уверенные в себе, не теряющие присутствия духа в самых сложных ситуациях.

Работая с куклой планшетной, выходя вместе с куклой на площадку, Карпеев выстраивает свои отношения с куклой иначе и выстраивает их очень трогательно. На открытой площадке его контакт со зрителем возникает напрямую, кукла не выступает в качестве посредника в этом контакте, она является его соучастником, она помогает актеру донести до зрителя мысль, заложенную в пьесе и в данном образе. Актер и кукла выступают вдвоем как два равноправных партнера. И актер существует на сцене в двух ипостасях, играя одновременно и образ, и отношение к нему (не этого ли добивался Б. Брехт от своих актеров?). Отношение к образу может быть при этом неоднозначным. Играя Щелкунчика (о.п. по повести-сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»), актер относится к нему по-отечески трогательно и заботливо, всячески сочувствуя своему герою в его переживании превратностей судьбы и одобрительно приветствуя его стойкость и мужественность. В финале истории Щелкунчик превращается в Принца, к нему возвращается его прежний облик. По логике событий, в Принца и должен был превратиться Карпеев, но режиссура передала эту роль другому актеру. В «Старой сказке» Б. Шергина, играя Якуньку, Карпеев выражает целую гамму чувств по отношению к своему герою: он может и восхищаться его находчивостью, и удивляться его смекалке, и снисходительно относиться к его юмору, и выражать даже некоторую озабоченность по поводу рискованного порой поведения своего героя. Такая способность «раздваиваться» на сцене и существовать в равной степени убедительно и в образе, и рядом с ним — редкий дар, выдающий наличие у актера высокой степени мастерства и придающий создаваемым им образам своеобразную изысканность и очарование. Несомненно также, что подобный принцип трактовки образа помогает, в свою очередь, и маленькому зрителю быстрее и легче сориентироваться в отношении к героям спектакля и к содержанию пьесы. Актер умеет ненавязчиво, но настойчиво подсказать зрителю, на что ему следует обратить особенное внимание, чтобы сделать правильные выводы относительно происходящего на сцене, а следовательно и в жизни. Режиссер Л. А. Дьяченко, руководитель курса, на котором Карпеев учился, в шутку называет его учеником Ю. И. Каревой, которая преподавала на курсе «живой план» и всегда отмечала Карпеева как лучшего исполнителя на своих уроках.

Александр Карпеев — человек, искренне преданный театру. Будучи довольно плотно занятым в репертуаре, он одновременно многие годы выполняет достаточно хлопотные и многообразные в кукольном театре обязанности помощника режиссера, от профессионализма которого зависит всецело ход спектакля. Как никто другой, он знает всю технику кукольного спектакля, и это дает ему дополнительные возможности выстраивать свою роль строго последовательно и в точном соответствии с режиссерским замыслом. И конечно же он непременный участник всех фестивальных спектаклей, с которыми театр выезжает в различные города России и за рубеж. И непременный участник концертных представлений, новогодних и общественных мероприятий. Деда Мороза на всех новогодних представлениях, в том числе и на президентских елках он играет уже более тридцати лет. Миссию свою — образовательную, воспитательную, просветительскую — он как актер выполняет ответственно и с полной отдачей.

 

Ю. Благов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.