Казаков Михаил Владимирович

 

 Родился 15 сентября 1976 г. в Димитровграде. Артист оперы, концертно-камерный певец (бас). Окончил Казанскую государственную консерваторию (2001). С 1999 г.— солист Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля. С 2001 г.— солист оперной труппы Большого театра России (Москва).

Лауреат международных конкурсов: конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Казань, 1999, II премия), конкурса имени М.И.Глинки (Казань, 1999, Гран при), конкурса вокалистов в Тулузе (Франция, 2000, Гран при), конкурса имени П. И.Чайковского (Москва, 2000, I премия), конкурса вокалистов имени Марии Каллас в Афинах (Греция, 2001, II премия), конкурса оперных певцов в Пекине (Китай, 2002, I премия). Обладатель премии Фонда Ирины Архиповой (2002). Народный артист Республики Татарстан (2003). Заслуженный артист России (2008).

 

Михаил Казаков — явление уникальное на российской сцене. Природный талант, необычайная работоспособность, бесконечная преданность своему делу обеспечили ему, совсем еще молодому, но актерски уже зрелому певцу, заслуженную популярность у зрителя. Его сравнивают с молодым Шаляпиным. И это не случайно: роль Бориса Годунова в одноименной опере М. Мусоргского М. Казаков исполнил в 26 лет. Только Федор Шаляпин был в чуть более юном возрасте — 25 лет, когда впервые исполнил эту труднейшую партию.

Сам Михаил считает, что все, чем он располагает сегодня, идёт из детства — любовь к серьезной музыке и к вокалу. Михаил Казаков родился в г. Димитровграде Ульяновской области. Родители будущего певца были химиками, но всегда интересовались музыкой: дома часто звучала классика. Окончив музыкальную школу по классу фортепиано и дирижерско-хоровое отделение Димитровградского музыкального училища, Михаил поступил в Казанскую консерваторию — сначала также на дирижёрско-хоровой факультет. Через год поступил на вокальный и целый год занимался параллельно, мучаясь необходимостью выбора. Но, несмотря на всю «рискованность» профессии певца, сделал выбор в её пользу. И не пожалел.

Казаков попал в класс великолепного педагога и наставника, заслуженной артистки России, народной артистки Республики Татарстан и Республики Марий Эл, профессора Казанской государственной консерватории Галины Трофимовны Ластовки. Ластовка, в прошлом ведущая солистка Татарского оперного театра, сумела разглядеть незаурядный талант своего ученика. Сам Михаил считает большой удачей, что в жизни ему встретился человек, который помог его способностям развиться: его педагог стала для него практически второй мамой, настолько тесное установилось у них взаимопонимание.

Уже на третьем курсе Михаил стал стажером Татарского оперного театра, а затем и солистом. В возрасте 22 лет он дебютировал в партии баса в вердиевском «Реквиеме». Басовая партия в «Реквиеме» предполагает мастера уже зрелого — сложна не только музыка сама по себе, сложно ее философское содержание, огромен масштаб. Первый дебют Казакова оказался более чем монументален, но он справился. И, наверное, тот, первый успех объяснялся скорее не сознательным постижением материала, а соразмерностью ему таланта Михаила... С тем, что от Бога Казакову достался дар масштабный и глубокий, спорить не приходится.

С сентября 1999 года начинается триумфальное «шествие» певца по конкурсным сценам мира: он становится лауреатом и обладателем первых премий и Гран-При крупнейших мировых конкурсов вокалистов. Выступление М. Казакова на Международном конкурсе М. Глинки в Казани произвело такое впечатление, что впервые в истории конкурса состоялось присуждение Гран-при. В концерте лауреатов конкурса Михаила ждал «ошеломляющий, громкий, безусловный успех, когда не просто аплодисменты — овации, когда кричат «Браво» не отдельные поклонники, а весь театр, и когда весь театр настойчиво требует «биса», не желая отпускать артиста со сцены. А со сцены звучат такая роскошь и мощь, и при этом столь умело, грамотно и достойно, что становится понятно, чем же Гран-при отличается от остальных премий...»,— писал журнал «Галерка». Впрочем, этот отзыв можно смело отнести ко всем выступлениям Михаила Казакова.

За короткий срок на сцене Татарского театра оперы и балета молодой солист исполнил все ведущие партии басового репертуара: Борис («Борис Годунов»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Кончак («Князь Игорь»), Гремин и Сурин («Пиковая дама»), Коллен («Богема»), Спарафучиле («Риголетто»), король Рене («Иоланта») и др. Уже в январе 2001 года Михаил был приглашен в качестве солиста в оперную труппу Большого театра России. Московский дебют не обошелся без «приключений»: спектакль «Иоланта», в котором Казаков должен был исполнять роль короля Рене, в театре отменялся дважды — из-за внезапно возникших целевых мероприятий. А когда ввод все же состоялся, то произошло это... без оркестровой репетиции. И впервые в спектакле Большого театра Казаков появился, что называется, с одной спевки! Для любого, даже опытного, артиста — это почти непреодолимый экзамен на зрелость. Михаил его с достоинством выдержал.

Вскоре Михаил Казаков стал солистом Большого театра России, одновременно оставаясь в труппе Татарского театра оперы и балета. На самой прославленной сцене России Казаков исполнил партии Кончака («Князь Игорь» А. Бородина), Бориса («Борис Годунов» Мусоргского), Набукко («Набукко» Верди), Гремина («Пиковая дама» П. Чайковского), Захарии («Набукко» Дж. Верди), Банко («Макбет» Дж. Верди), Досифея («Хованщина» М. Мусоргского), Кутузова («Война и мир» С. Прокофьева), князя Юрия Всеволодовича («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова) и др. Все образы, созданные талантливым певцом, психологически точно выстроены, филигранно отточены. Однако стоит отдельно сказать об исполнении Михаилом Казаковым роли царя Бориса в опере М. Мусоргского «Борис Годунов».

Первый акт оперы, сцена коронации... Звучит мощный хор — славословие царю, и у зрителя дух захватывает от величия музыки. На сцене вновь избранный царь Борис. Играет звонница, и так же мощно, как колокол, вибрирует голос Михаила Казакова, исполнителя роли Бориса. Зловеще звучит его монолог «Скорбит душа», в музыке которого монаршее величие сочетается с трагической обреченностью. Не вызывает сомнений, что перед нами царь, «помазанник божий», властный, сильный, неколебимый, любое его движение, взгляд — это беспрекословное подчинение, он владыка всего и вся. Однако, слушая Казакова, сразу понимаешь, что и царь — прежде всего человек, что ему свойственны страх, робость и сомнения. Борис в интерпретации М. Казакова — человек рефлексирующий. Его, в отличие от многих, наделенных абсолютной властью, волнуют вопросы совести и долга. Он остается человеком, осознает свои грехи и пытается их замолить. Он совестливый человек, желающий быть честным перед собой и своим народом, но таковы обстоятельства, что все складывается против него. «Ежели в тебе пятно, пятно единое, случайно завелось — душа сгорит, нальется сердце ядом, и душит что-то, и голова кружится»,— говорит Борис. Он знает о таком «пятне» своей совести, и от этого болит его душа. В трактовке Казакова Борис не способен на «сделку» со своей совестью, он кается, но не прощает самого себя и погибает, будучи не в силах унять тоску и боль своей души.

То, что роль Бориса — одна из самых больших творческих удач Михаила Казакова, подтверждают многочисленные отзывы в прессе. К примеру, после того, как Михаил спел Бориса в опере «Борис Годунов», прошедшей в рамках гастролей Большого театра в лондонском «Ковент Гарден», влиятельная газета «Тайме» написала, что на сцене были голоса, «от которых захватывает дух», и один из них — голос Михаила Казакова — «квинтэссенция славянского баса с притягательной стальной остротой». В газете «Гардиен» голос Казакова назвали «настоящим открытием» и отметили, что роль царя Бориса требует взгляда, тембра, энергетики и понимания 50-летнего человека, «но Казаков способен выдать все это в свои тридцать...»

Михаил Казаков ведет активную концертную деятельность, выступал на престижных сценах России и Европы — в Санкт-Петербургской филармонии, Мариинском театре, Большом зале Московской консерватории, Концертгебау и зале Карре (Амстердам), зале Мегарон (Афины), зале ЮНЕСКО (Париж), зале Европейского парламента (Страсбург) и др. По личным контрактам певец выступал на сценах Новой Израильской оперы в Тель-Авиве, во Дворце искусств Монреаля, в Венской государственной опере, в спектаклях Саксонской государственной оперы (Дрезден) и Немецкой оперы на Рейне, в Монпелье, Гетеборге, Королевской опере Льежа. Огромный успех имели выступления М. Казакова в ведущих партиях во время гастролей Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля в Голландии, Дании, Франции, Бельгии.

«Этот молодой исполнитель — настоящее открытие», «Его бас непостижимо гениален»,— так иностранная пресса отзывается о Михаиле Казакове. Ему, питомцу Казанской консерватории, лауреату многих международных конкурсов, солисту Большого театра России и Татарского театра им. М. Джалиля, рукоплещут сегодня в лучших театрах мира — «Метрополитен Опера», «Да Скала», «Карнеги-холл» и других. После прослушивания в Венской Штатсопере знаменитый певец Пласидо Доминго поздравил Казакова с блестящим исполнением: «Я слышал разные исполнения арии Захарии. Но ваша трактовка меня поразила»,— сказал он и через некоторое время пригласил Казакова исполнить партию Феррандо в Вашингтонской национальной опере.

Михаил Казаков — самородок, один из тех, что рождаются раз в несколько десятилетий, год от года его талант расцветает, совершенствуется актерское мастерство, а голос приобретает все большую глубину и выразительность. Несомненно, впереди его ожидают еще большие карьерные высоты.

 

Ж. Мельникова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.