Ибрагимова Найля Нургазизовна

 

Родилась 5 августа 1945 г. в д. Епанчино Лаишевского района ТАССР.
В 1968 г. окончила Казанское театральное училище (курс Р. Зиганшиной) и была принята в труппу академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка РТ (1991).
Народная артистка РТ (2010).

 

Когда маленькая, тихая Наиля приехала в Казань поступать в театральное училище, у нее были некоторые театральные навыки. Она еще в школе активно занималась акробатикой, танцами, любила петь, играла на гармони. Поэтому на экзамене по мастерству после первого тура ее сразу перевели на третий, а затем и приняли в училище. На курсе у них были замечательные педагоги, ведущие мастера Камаловского театра — Рашида Зиганшина, она же руководитель курса, вела занятия по актерскому мастерству, по речи — известный Габдулла Шамуков, по движенческим дисциплинам — Шахсанам Асфандиярова.

В 1968 году, когда камаловским театром руководил М. Салимжанов и театр уже встал на ноги — в коллектив вошла молодая актриса. Наиля Ибрагимова в первые годы работы традиционно была участницей всех массовок. Затем появились самостоятельные роли молодых девчушек: смешливая, своевольная горожанка Эльвира — «Перед свадьбой» X. Вахита; озорная, лукавая «сорви-голова», эдакая Фигаро в юбке, очаровательная, темпераментная Фаншетта — «Свадьба Фигаро» П. Бомарше. Все они были полны жизни, радостного мироощущения.

Ибрагимова оказалась очень своеобразной актрисой. В ее репертуарном листе кого только нет. С одной стороны, настоящая исполнительница детских ролей: юркий, шустрый, переполненный жизненной энергией Мальчик — «Голубая шаль» К. Тинчурина; смышленый, лукавый Садри — «Галиябану» М. Файзи; Анас, смотрящий на мир широко раскрытыми глазами— «Две невестки» X. Вахита; Лялька, познавшая ужасы войны — «Одна ночь» Б. Горбатова.

Одновременно почти в одни и те же годы с детскими ролями, актриса играет противоположные по характеру роли драматических героинь. При создании образа Гульбану — «Судьба татарки» Г. Ибрагимова — в индивидуальности актрисы появилась способность проникновенно передавать душевное богатство женщины из народа, ее печальную, трагическую судьбу. Позже, с расширением творческого диапазона Ибрагимовой, наряду с такой героиней, как тихая, мягкая Алтынчач — «Колыбельная» Т. Миннуллина, безнадежно растерявшейся, оказавшейся на перепутьях казашкой, появилась важная, царственная синьора Капулетти — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира и тут же забавная старушка Аклима — «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова. В последних спектаклях М. Салимжанова актриса сыграла и нелепую, гротесковую Элен — «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо и отчаянно борющуюся Ханифу — женщину с твердым внутренним стержнем — за возвращение мужа-пьяницы к трезвому образу жизни — «Баскетболист» М. Гилязова.

Одни из последних по времени создания — образ суховатой Нурзиды — «Шесть невест и один жених» Т. Миннуллина и Флеры — «Люстра» И. Зайнцева.

Обычно о втором составе исполнителей мало пишут. Так было и с исполнением Ибрагимовой роли Палый («Зятья Григория» Т. Миннуллина), которую она играла в очередь со знаменитой Верой Минкиной. Но ее Палый оказалась такой очаровательной, маленькой, сухонькой, суетливой, плохо соображающей старушкой, что вызывала умиление и добрую симпатию зрителя.

Репертуар актрисы пополнен еще и такими разными ролями, как Бибинур — «Казанское полотенце» К. Тинчурина, Нурания — «Здесь родились, здесь возмужали», Эльмира — «Прощайте», Ангел, которого Ибрагимова играла тридцать лет, в спектакле «Старик из деревни Альдермеш», Людмила — «Родословная» Г. Миннуллина, Бадига — «Галиябану» М. Файзи и др.

С годами углубились психологические характеристики сценических персонажей Ибрагимовой. Юношеская озаренность, свойственная молодым героям, сменилась сдержанной силой, раздумьями о жизни, драматизмом. Ее героини в большинстве случаев лиричные, вне зависимости от характера, жанра спектакля, наделены своим особым миром, разнообразием эмоций, переживаний.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.