Зарипова Зульфира Сафиевна

 

Родилась 15 июня 1953 г. в д. Ниж. Береске Атнинского района ТАССР.
В 1974 году окончила Казанское театральное училище (курс М. Салимжанова) и была принята в труппу академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка ТАССР (1986).
Народная артистка РТ (2007).
Лауреат Государственной премии ТАССР им. М. Джалиля (1988).

 

Зульфира Зарипова вошла в состав труппы академического театра им. Г. Камала со многими своими сокурсниками в период возрождения, расцвета театра. Там работали выдающиеся мастера — актеры Шаукат Биктемиров, Фуад Халитов, Габдулла Шамуков, Вера Минкина, Шахсанам Асфандиярова, замечательная плеяда щепкинцев. Было у кого поучиться.

Способную Зарипову на драматические роли еще с училища приметил М. Салимжанов. Она сразу стала участвовать не только, как и вся молодежь, в массовках, но и начала играть основные роли. Через год она играет Марийку в самостоятельной работе молодых актеров «Солдатская вдова» Н. Анкилова. В том же 1975 году актриса сыграла важную для себя роль Нурсултан в исторической драме Т. Миннуллина «Бахтияр Канкаев». За ней последовал драматичнейший образ Гайнавал — «Потоки» Т. Гиззата. Это была суровая солдатка, бедно одетая дореволюционная крестьянка, отчаявшаяся от безысходной нищеты, почти безнадежно тянущая лямку ради сохранения детей. Молодой актрисе надо было всем своим существом понять судьбу бедной крестьянки, живущей почти сто лет назад, чтобы, перевоплотившись, предстать несчастной Гайнавал.

Уже эти первые роли отчетливо выявили творческий потенциал юной актрисы. Оказалось, что она обладает сильным внутренним драматизмом, умеет перевоплощаться в зависимости от характера персонажа, проникать в глубины психологии создаваемого героя, логику образа, в его внутреннюю сущность.

Конечно, Зарипова играла и комедийные роли: Муршида — «Казанское полотенце», лукавая, добрая хохотушка Загира — «Голубая шаль» К.Тинчурина; Марианна — «Тартюф» Мольера; Гуляндам — «Развод по-татарски» X. Вахита; Сахибжамал — «Жан Баевич» Г. Исхаки; Каваго — «Ханума» А. Цагарели. Но все же она не комедийная артистка, а сугубо драматическая. Вспоминаются ее мягкая, грустная Адиля — «Перед свадьбой» X. Вахита; позднее спокойная, с чувством достоинства переносящая выпавшие на ее долю несчастья интеллигентная Зифа в одноименной драме П. Исанбета, потом была Фаягуль — «Шесть невест, один жених» Т. Миннуллина, где за внешним спокойствием скрывалась одинокая женская душа.

В течение четырех лет (1984—1987) актриса сыграла подряд роли, ставшие этапными ее творческой жизни.

Первой среди них стала Минникамал в одноименной драме М. Амира о суровых днях Отечественной войны. В пьесе и спектакле отчетливо звучала тема героизма советского народа, в частности, женщины. Актриса впервые встретилась с ролью такого масштаба и социальной значимости. Ее героиня обладала ярким, незаурядным характером. Самое главное в Минникамал оказалось понимание необходимости той тяжелой работы (а она председатель колхоза в сложнейший военный период), которую она выполняет.

Актриса показывала, как Минникамал в будничных деталях умела проявить целенаправленное упрямство для достижения поставленных перед собой задач. В то же время Минникамал Зариповой, в сущности, была типичной женственной татаркой.

Через год Зарипова создает иной характер — молодой деревенской девушки Сарби, в иной по времени действительности предреволюционных лет в спектакле «Молодые сердца» Ф. Бурнаша. Вся постановка увлекала зрителя оптимизмом, поэтичностью, красотой, целомудренностью влюбленных, присущим народу сдержанным проявлением чувств. Зарипова и Хисматов (Хайретдин) столь искренни и достоверны в создании образов влюбленных молодых людей, что зритель без остатка верил в горячую первозданность их любви. Особенно покоряла чистотой, подлинностью чувств сцена их первого объяснения. Для того чтобы сконцентрировать внимание на этом эпизоде, режиссер П. Исанбет убирал со сцены свет, направив лишь два луча на лица Сарби и Хайретдина. Они стояли, прислонившись к двум сторонам столба и очень тихо, стесняясь раскрыть свою любовь, с необычайной нежностью говорили о своем душевном состоянии.

После Сарби актриса создала поразительный образ волчицы Акбары в инсценировке М. Гилязова и Д. Сиразеева романа Ч. Айтматова «Плаха». Как-то во время юбилея Сиразеева Зарипова призналась, что самый большой подарок ей преподнес Дамир, поручив роль Акбары. Образ оказался необычный, символический. Не впадая в физиологическое изображение волчицы, актриса с трагической силой, психологической глубиной передавала судьбу, непереносимые страдания волчицы-матери. Всю силу любви Акбары к своим детенышам, всю силу горя, отчаяния, мучительного непонимания причин жестокости людей, убивших ее ни в чем не повинных волчат и их отца, потрясающе остро раскрывала актриса. Неожиданна и своеобразна

была ее резкая, порывистая пластика, выразительный взгляд ее больших глаз — то сердечный, полный любви, обращенный к детенышам, к отцу волчат Ташгайнару, то гневно ненавидящий, мстительный к людям. Акбара вызывала горячее сочувствие, искреннее сопереживание зрителя, его негодование гнусными поступками людей. За отлично созданный образ Акбары Зарипова получила звание Лауреата Государственной премии ТАССР им. М. Джалиля.

Потом еще будут образы современных матерей: строгая сдержанная Минзифа — «Прости меня, мама» Р. Батуллы, несколько отрешенная Флера — «Люстра» И. Зайнцева. Вместе с ними вспоминаются и характерные роли. Это скандальная Муршида — «И снилось мне» 3. Хакима, уставшая от выходок мужа Люция — «Баскетболист» М. Гилязова и др. Все они сыграны с интенсивностью чувств, четкой психологической глубиной.

Прошло около сорока лет со дня окончания училища, но Зульфира Зарипова все время востребована. Она, обладая замечательно теплым грудным голосом, поет на юбилеях друзей-актеров, на концертах, организуемых театром. Так что жизнь продолжается!

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.