Залялов Халим Бадриевич

 

Родился 27 апреля 1940 г. в д. Б.Солтаны Рыбно-Слободского района ТАССР.
В 1965 г. окончил Казанское театральное училище и был принят в труппу академического театра им. Г. Камала.

Заслуженный артист ТАССР (1976).
Народный артист РТ (1992).

 

Халим Залялов — ярко выраженный характерный актер. Его творческий диапазон широк: от комедийных до серьезных драматических ролей. Но, что особенно важно, он ярко индивидуальный, четко национальный татарский актер. Типичны его мягкая, добрая улыбчивость и вместе с тем взрывной темперамент, горячая эмоциональность. Природная непосредственность, естественность придают его органичным героям особое обаяние и жизненную достоверность. Вспоминаются его многочисленные веселые, иногда грустные деревенские парни, умеющие и сплясать, и запеть иногда шутливые, порой и тихие, задушевные народные песни.

Откуда же такая искренность, подлинно профессиональная органика у паренька, выросшего в татарской деревне в далекие уже сороковые годы прошлого столетия? Давно известно, что характер взрослого человека мотивы его поступков, состояние души формируются с детства. Халим не помнит своего отца. Он погиб в 1942 году в сражениях под Ленинградом. Но односельчане запомнили Бадри Залялова человеком шутливым и в то же время поэтичным, знающим и любящим народные протяжные песни. Однажды Халим нашел тетрадь отца с его записями народных байтов. Можете себе представить состояние молодого человека, его взволнованную, растревоженную душу! Вот откуда у него любовь к поэзии, песне. Она, кстати, не только от отца, но и от матери. Вдова погибшего солдата после нескончаемой работы на колхозных полях, вечером после скудного ужина начинала рассказывать детям сказки, начинающиеся словами «в тридесятом царстве, тридевятом королевстве...». Вот еще одна причина любви к народному творчеству.

В те трудные годы в деревенских школах всегда работали кружки художественной самодеятельности, где ставили спектакли, устраивались концерты. Юный Халим — активный участник всех подобных мероприятий, особенно чтецких. Любовь к поэзии он сохранил на всю жизнь. Много лет спустя, когда в 1972 году он сделал доклад на секции поэтов, знаменитый Хасан Туфан с удовлетворением сказал: «Ты посмотри, оказывается, и сегодняшние артисты хорошо чувствуют поэзию. Они потомки Карцевых, Мутиных. Молодец!» Горд и счастлив был молодой артист.

После окончания школы Халим приезжает в Казань, подает документы в сельхозинститут, но не проходит по конкурсу. Вдруг он узнает, что объявлен прием в театральное училище. Экзамен принимали знаменитые камаловцы — Ш. Сарымсаков, Г. Шамуков, X. Уразиков. Халима приняли сразу после первого тура.

Педагогом по актерскому мастерству был замечательный артист, режиссер, влюбленный в театр человек Рафкат Бикчантаев. В годы учебы студентов приглашали в камаловский театр для участия в массовках. Таким образом молодежь осваивала и сцену. Халим без устали постигал тайны профессии.

После окончания училища Залялова вместе с Наилем Аюповым принимают на работу в академический театр им. Г. Камала. Начинается взрослая жизнь.

В первые годы Халим — постоянный участник массовых сиен, где он пытается определить, выдумать ненаписанную автором биографию своего персонажа. Ему поручают небольшие роли: Каюм — «Песня жизни» М. Амира, Рифкат — «Какие у нее глаза?» А. Баяна, Легат — «Зубайда — дитя человеческое» Ш. Хусаинова, Камал — «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова. Последняя роль запомнилась особо. Камал — молоденький паренек, помощник шофера Байтимера в Тянь-Шанских горах. Роль практически без слов. Он вместе с Байтимером помогает выбраться из разбитой машины Ильясу. Но за это короткое время актер смог передать характер Камала — дружелюбного, готового помочь человеку, оказавшемуся в беде, активного по жизни юного парня. По поводу работы Залялова постановщик спектакля, узбекский режиссер Т. Ходжаев сказал: «У вас растет хороший актер, только пусть не загордится». Почти одновременно с Камалом Халим сыграл еще одну оставшуюся в памяти роль — Севку в спектакле П. Исанбета «Чти отца своего» В. Лаврентьева. Опять молоденький паренек, солнечный, открытый миру, справедливый, искренний, обаятельный человек.

Залялову повезло и в том, что он работал в период, когда главным режиссером театра был Марсель Салимжанов — период расцвета камаловского театра в 1960—1990 годах. Актер начинает получать и значительные роли. Салимжанов дает одну за другой две роли — Шакура в комедии Т. Миннуллина «Четыре жениха Аиляфруз» в 1972 году и Ильяса в драме М. Амира «Агидель» в 1973-м. Образы, абсолютно противоположные как по времени действия, так и по характеру. Шакур — один из «женихов» Аиляфруз — нагловатый бесшабашный повеса, шутник, уверенный в том, что именно он имеет все права жениться на Аиляфруз. Поэтому он соответствующим образом себя ведет — раскованно, несколько расхристанно в кепке набекрень, в расстегнутой чуть ли не до пупка рубашке. Неслучайно, когда

в течение многих лет, что шел спектакль, исполнители ролей других «женихов» менялись, X. Залялов продолжал играть своего Шакура. Он сыграл его более 600 раз.

Совсем другим был Ильяс, активный, энергичный комсомолец 1920-х годов. Актер раскрывал его почти детскую наивность, одновременно храбрость, верность и преданность другу, кристальную честность. Вообще Залялов — актер своеобразный, глубоко понимающий жизнь. Его герои всегда энергичны, темпераментны, оптимистичны, с чистой поэтической душой. Играя и небольшие роли, он оказывался в центре внимания, даже исполняя только песню. Так случилось в спектаклях «Угасшие звезды» К. Тинчурина, «У совести вариантов нет». В первом случае это была песня «Каз канаты» («Крылья гуся»), во втором — «Сибелэ чэчэк» («Осыпается цветок»), исполненная с такой щемящей душу трагичностью, что зритель замирал от переполнявших его чувств.

Герои Залялова делятся как бы на два типа, с одной стороны — комедийные, озорные персонажи: Гайфи — «Если улыбнется счастье», Гимран — «Две невестки» X. Вахита, Рашит — «Казанское полотенце» К. Тинчурина, Помпей — «Мера за меру» В. Шекспира, Бикамат — «Зифа» Н. Исанбета, с другой — лирические, драматические: мечтательный Шарифжан — «Тайны, поведанные земле» А. Гилязова; тихий, согнувшийся от постоянных ударов судьбы, но сохранивший душевную теплоту и любовь к людям старый Шахвали — «Судьба татарки» Г. Ибрагимова, защищающий свою честь, свою веру Гимади — «Зулейха» Г. Исхаки. В целом все названные персонажи являются положительными героями.

Но в репертуаре актера есть и абсолютно отрицательный образ. Это Сайхун в драме Т. Миннуллина «Конокрад». Существо злобное, мерзкое, думающее только о своей выгоде, готовое наброситься на любого, кто хочет покуситься на его долю. Создание неожиданного в палитре актера, характера Сайхуна лишний раз доказывает мысль о том, что талантливый актер может играть самые разные образы.

Залялов к раскрытию характера героя подходит творчески: он вначале ищет внешний облик своего героя, как делали в свое время знаменитые актеры К. Шамиль, учитель Залялова Р. Бикчантаев. Найдя внешность, актер переходит к поиску внутреннего содержания. Поэтому его Бригелла («Король Олень» К. Гоцци) внешне не похож на Курносого («Энергичные люди» В. Шукшина) и Тяпу («Как звезды в небе» М. Горького).

Последние по времени роли: шустрый, напоминающий молодого Шакура, Хамза — «Баскетболист» М. Гилязова, сыгранный в последнем спектакле М. Салимжанова «Баскетболист», Шайдулла — «Развод по-татарски» X. Вахита и совершенно неожиданная не только для Залялова, но и вообще для татарского театра роль ... Госпожи Пернель, которую он сыграл в конце 2010 года в комедии Мольера «Тартюф» (!) Наверняка, актер вспомнил основателей национальной сцены — мужчин, игравших женские роли, когда еще не было актрис. Роль Пернель вполне удалась. Артист создал образ недалекой, одновременно самоуверенной сумасбродки.

Халиму Залялову исполнилось 70 лет. Он так же энергичен, как всегда, много читает, учит стихи и читает их на радио, на юбилеях, переводит на татарский язык разные пьесы, играет в телевизионных спектаклях. Несмотря на солидный возраст, он нужен театру, нужен своему зрителю — своему народу. Народу, пишущему ему письма со словами благодарности.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.