Заббаров Марсель Бакирович

 

Родился 12 марта 1947 г. в с. Ниж. Береске Атнинского района.
В 1968 г. окончил Казанское театральное училище и работал в Республиканском передвижном театре (ныне театр им. К. Тинчурина).

Заслуженный артист ТАССР (1986).
Народный артист РТ (1991).

 

В 1951 году родители Марселя из деревни переехали в Казань, и отныне детство мальчика протекает в городе, он начинает учиться в русской школе.

На решительный, внутренне свободолюбивый характер Марселя большое влияние оказал отец — человек мужественный, прямолинейный.

Придя в театр, Марсель сразу заявил о себе, как об актере сугубо психологического направления. При этом он обладал особой энергетикой, определенным магнетизмом. Готовя роль, ему было интересно искать причинно-следственные связи в поведении своих героев. Актер пытался находить и соответствующую жанру манеру исполнения. Уже в одной из первых ролей — Гелюсе («Орлы гнездятся на скалах» И. Юзеева) — Заббаров точно почувствовал поэтическую, легкую сущность и всей пьесы, и своей роли.

Иным оказался образ Незнамова — «Без вины виноватые» А. Островского. Мелодраматический образ юноши, потерянного, а затем найденного матерью, давал артисту богатый материал для поисков.

В первые годы Заббаров играет в основном положительных героев, как правило, людей интеллектуальных профессий. Причиной тому был его интеллигентный облик, его несколько иной внутренний духовный мир. После Незнамова актер сыграл: Юрия — «Июнь — начало лета» Ю. Эдлиса, скульптора Айтуара — «Я помню чудное мгновенье», археолога Халика — «Вслед за дикими гусями» И. Юзеева, писателя Маджита Гафури — «Черноликие» no М. Гафури, учителя Таминдара — «Колдунья» Н. Гиматдиновой. Впоследствии она говорила, что Таминдар создан артистом точно таким, каким она его писала.

Как видно из перечня работ, Заббаров практически не играл образы простых деревенских героев.

С годами расширился творческий диапазон, и актер начал играть роли характерных отрицательных персонажей. Таковы его коварный, эгоистичный Абдулла — «Финики даром не дают» С. Джамала, хитрый, злобный интриган с какой-то каркающей манерой речи Утташ — «Пока течет Итиль» Н. Фаттаха, уверенный в силе денег, самодовольный бизнесмен наших девяностых годов прошлого века Идрис — «Береги любовь» X. Тухватуллова.

Реалистическая достоверность образов, создаваемых актером, его умение наблюдать за жизнью, за отдельными людьми иногда приводили к схожести сценических персонажей с некоторыми конкретными людьми, существующими в действительности. Так, образ Идриса казался списанным с одного известного работника театра, человека, занявшегося на заре перестройки бизнесом, манерой речи, поведения, пластикой.

Одной из последних работ Заббарова в театре стала роль Священника в неожиданном для театра спектакле по пьесе классика немецкой драматургии Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». В этой постановке, созданной в иной, не психологической манере, актер с режиссером нашли основную линию роли — все во имя выживания. Отсюда особые выразительные средства — неспокойность, дерганная пластика, рваная речь, постоянно настороженный взгляд.

Всем героям Заббарова — положительным и отрицательным — присущи общие свойства индивидуальности актера. Они все умеют мыслить, в них нет внешнего пафоса, но есть внутреннее духовное богатство, особенно в положительных героях.

Марсель Заббаров — человек деятельный, энергичный. Много читает, пишет, переводит, ставит спектакли («Вечер» А. Дударева, «Грешница» М. Сторожева, «Влюбленный старик» С. Шакурова, «Без веры» Р. Ханнанова, «Стреноженные» Д. Салихова), с 1996 года руководит студенческим театром Педагогического университета.

Туфан Миннуллин как-то говорил, что больше всего он не любит людей, засыпающих на ходу. Творческий человек должен всегда гореть. Поэтому в Заббарове ему нравится именно его горение, которое передается и тем, кто рядом. Когда Марсель на сцене, то хочется подняться на подиум, чтобы играть вместе с ним.

Природный талант, умение перевоплощаться из одного образа в другой, пламенная энергия Марселя Заббарова выдвинули его в ряд ведущих актеров. А теперь свое профессиональное умение мастерство он передает молодежи.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.