Егорова Наталья Константиновна

 

Родилась 26 июня 1972 г. в Казани.

В 1991 г. окончила Казанское театральное училище и поступила в Казанский театр кукол (Татарский государственный театр кукол «Экият»),

Заслуженная (1998) и народная (2008) артистка РТ.

 

Искусство актеров кукольного театра при своей безусловной принадлежности к драматическому искусству имеет, тем не менее, особенности, принципиально выделяющие его в особый вид сценического творчества, предъявляющий к своим служителям и особые требования. Между актером-кукольником и зрителем выступает посредник — кукла, и только через нее актер решает поставленную перед ним задачу эмоционального и логического воздействия на зрителя, раскрытия смыслового содержания драматургического произведения и создания характера-образа. Актер, находясь, как правило, за ширмой, лишен возможности использования собственных выразительных средств, в его распоряжении остается лишь виртуозная интонационность речи для передачи всех сложных психологических переживаний персонажа. Специфичен, наконец, и самый зритель кукольного театра, по преимуществу — это дети младшего школьного и дошкольного возраста, обладающие особым типом восприятия, требующего конкретной и доступной для их понимания образности.

Наталья Егорова оказалась актрисой, на редкость соответствующей всем требованиям и условностям кукольного искусства. Кукла в ее руках приобрела присущие актрисе черты: взрывную эмоциональность, экспрессивность, чуткую и тонкую психологическую нюансировку, став, таким образом, как бы продолжением и отражением ее самой. Первые ее роли после прихода в театр: Ярмилка («Прыгающая принцесса» Л. Дворского), маленькая Баба Яга (о.п. О. Прайслера), Маша («Машенька и медведь» Г. Ландау), Котенок («Котенок на снегу» К.Мешкова, П. Катаева) — в полной мере выявили способность актрисы извлечь из куклы максимум выразительных возможностей и создать вполне конкретный, узнаваемый и индивидуальный характер, раскрыть идейно-смысловое содержание образа. Подвижность куклы в ее невидимых для зрителя руках, моментальная реакция туловищем куклы, глазами, руками на каждое слово партнеров, на каждое происходящее рядом движение, событие делает куклу необычайно живой, заставляет следить за ее поведением, угадывать, о чем «думает» кукла. Богатый модуляциями, звонкий голос актрисы «одушевляет» куклу в еще большей степени, и зритель начинает воспринимать куклу как живого актера, сопереживать ей в ее душевных движениях. Этот феномен проявляется заметно в таких ролях Егоровой, как Зейнаб («Али-баба и сорок разбойников» В. Смехова), Анфиса («Аленький цветочек» Л. Т. Браусевича, И. В. Карнауховой), где зритель видит актрису только в финале во время поклона, а на протяжении спектакля актриса полностью «перевоплощается» в куклу. Термин, характеризующий высшую степень мастерства в драматическом искусстве, вполне может быть применим в данном случае к искусству актера-кукольника при всей парадоксальности этого сопоставления. По тому, как ведут себя куклы в руках актрисы, зритель вполне осознает характер ее героинь: глуповатой, завистливой, но, в сущности, беззлобной Фиски или гордой, своенравной, но преданно любящей своего Али Зейнаб.

Кукла планшетная в руках Н. Егоровой становится каскадером-виртуозом. Ее Котенок («Веселые краски» Н. В. Гернет) может совершать невероятные прыжки и кульбиты, летать и меняться в размерах. И вся эта невероятная эквилибристика не только развлекает зрителя, но и убеждает его в своей правомочности, поскольку раскрывает свойства характера персонажа.

В кукольном театре выход актера на сцену в своем первозданном виде, в «живом плане», требует особого мастерства. Это явление «Гулливера» среди лилипутов означает переход из одной системы отношений в принципиально другую, из мира реального в мир условный, и может, в результате, обнаружить фальшь этого условного мира, дискредитировать его в глазах зрителя. Егорова находит безусловное средство, чтобы избежать этого. Ее героини: Девочка («Веселые краски»), Мари («Щелкунчик» по повести-сказке Э. Т. А. Гофмана) — живут по законам психологического театра и вместе с тем остаются «куклами» с характерными для куклы движениями и эмоциональными реакциями. Находясь рядом с куклами, ее живые героини не разрушают условный мир кукольного представления, а обогащают его новыми красками, сводя в сознании маленького зрителя мир кукол и мир людей в единое и вполне гармоничное целое. Виртуозное мастерство в этом искусстве трансформации из куклы в живого персонажа и наоборот демонстрирует Егорова в роли Буратино (о.п. А.Н.Толстого). Буратино-кукла и Буратино-Егорова сливаются в один образ, не оставляя «зазора» между собой, живой Буратино столь же подвижен, столь же насыщен энергией, озорством, фантастической эквилибристикой, что и Буратино на ширме, заражая своей энергией зрительный зал и заставляя его откликаться на каждое свое слово, на каждое движение.

За двадцать лет работы в театре «Экият» Наталья Егорова сыграла множество ролей самого разного плана, многие из которых были заслуженно признаны достижениями в области кукольного театра (в частности, диплом «За лучшее исполнение женской роли» за роль Машеньки в спектакле «Гуси-лебеди» на международном фестивале в Болгарии в 2008 г.). Окончив Казанский университет культуры и искусств, стала передавать свой опыт и знания будущим актерам-кукольникам в Казанском театральном училище. Ряд лет она вела утреннюю программу телекомпании «Эфир», постоянная участница творческих встреч и разного рода городских общественных мероприятий. И конечно же она — душа своего коллектива, одна из ведущих актрис Татарского театра кукол «Экият».

 

Ю. Благов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.