Джураева Нурдия Гарифовна

 

Родилась 2 июня 1937 г. в Казани, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.
Окончила Казанскую государственную консерваторию (1964).
Главный хормейстер Татарского театра оперы и балета (1981—1982, 1985—2005), хормейстер с 2006 г.

Заслуженный деятель искусств ТАССР (1986), РСФСР (2003).
Народная артистка Республики Татарстан (1995).

 

...Идет опера «Борис Годунов». В напряженной тишине зала слышно, как мощно, ярко звучит хор. То скорбные, то гневные, то жалобные мужские и женские голоса, сплетаясь, расходясь и сливаясь, живописуют картину многострадальной жизни народа...

Проблема оперных хоров в провинциальных театрах всегда стояла остро: работа тяжелая, оклады мизерные, и поэтому молодежь из музыкального училища старалась не попадать по распределению в хор театра. Кризис углублялся. Ситуация стала меняться к лучшему, когда в театр оперы и балета им. М. Джалиля в начале 1981 года назначили нового главного хормейстера. И.о. доцента кафедры хорового дирижирования, декан исполнительских факультетов Казанской консерватории Н. Г. Джураева согласилась возглавить хоровой коллектив театра. Выбор, сделанный руководством Министерства культуры республики, и решение, принятое Нурдией Гарифовной, не были случайными. Эта невысокая энергичная женщина сразу органично вписалась в коллектив театра. В этой мгновенной адаптации усматривается известная закономерность: за плечами Нурдии Гарифовны огромный опыт практической работы в разнообразных коллективах Казани (от самодеятельных до профессиональных), опыт успешной педагогической работы в музыкальном училище (с 1963 года) и консерватории (с 1972 года), и, конечно же, прекрасная школа известного мэтра искусства хорового дирижирования, профессора С.А.Казачкова, в классе которого молодой хормейстер проходит курс ассистентуры-стажировки.

Хор Татарского театра оперы и балета, который именовали не иначе, как «хором пенсионеров», стал преображаться. Натура деятельная, волевая, Нурдия Гарифовна направляет усилия на пополнение коллектива молодежью и на профессиональный рост артистов хора. К реорганизации хора Н. Джураева подошла мудро. Расставаться с пенсионерами не спешила, ведь репертуар, накопленный хором за годы бессменной работы, продолжал идти в театре, да и сценический опыт «стариков» был необходим для обучения молодого поколения. Перемен хотелось добиться как можно скорее. Решение было найдено: надо ломать рутину. Хор должен звучать не только со сцены театра. Когда он выйдет за привычные стены, то обретет более широкую аудиторию. Хоровой репертуар, созданный композиторами, огромен и разнообразен: это и концерты духовной музыки, и сочинения современных композиторов. Началась подготовка самостоятельных концертных программ и выступлений на сценах Большого зала консерватории, Дома актера, на пленумах Союза композиторов. Признание к хору пришло через огромный творческий труд его главного хормейстера и самих артистов, поверивших в свои силы и свое назначение.

Первый период работы Н. Джураевой в качестве главного хормейстера был недолгим. В 1982—1985 гг. она работает заместителем министра культуры ТАССР. В ноябре 1985 года возвращается в театр, вновь в качестве главного хормейстера. На сей раз предстояла «марафонская дистанция» длиною в двадцать лет. В составе постановочных групп главный хормейстер участвует в выпуске такого количества спектаклей, что одно перечисление займет немало места. Но этапные постановки, которые были осуществлены впервые, упомянуть необходимо.

Это «Отелло» Верди, «Дон Паскуале» Доницетти, национальная рок-опера «Крик кукушки» Калимуллина, оперетты «Цыган-премьер» и «Сильва» Кальмана, кантата «Весна» Рахманинова, «Мессия» Генделя, «Реквием» Верди, «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Фальстаф» и «Набукко» Верди, а также оперы «Сююмбике» Мулюкова (концертное исполнение) и «Любовь поэта» Ахияровой на татарском языке.

Хоровой коллектив под руководством Н. Г. Джураевой реформировался и приобрел статус одного из лучших оперных хоров России. Хор стабильно уже несколько лет занимался концертной деятельностью, пропагандируя лучшие достижения классической и национальной музыки. Так, с триумфом был проведен творческий отчет в Москве, отчетные концерты в 2-х отделениях с исполнением «Весны» Рахманинова, «Кантаты о Родине» Арутюняна, «Патетической оратории» Свиридова, блестящее концертное исполнение в Уфе оперы Н. Жиганова «Джалиль», оратории Генделя «Мессия» в Казани и в США (Сиэтл-Окленд, 1992 г.). Концерты духовной музыки, оперные хоры исполняются ежегодно на хоровых фестивалях. Музыкальная критика постоянно отмечает интонационную чистоту звучания, ансамблевую слаженность и выразительность пения.

«Хор по красоте и силе звучания — какой редко услышишь», «Русские хористы произвели большое впечатление благодаря прекрасному вокалу и высокой слаженности»,— так писали голландские газеты во время гастролей оперной труппы.

Н. Джураева успешно сочетает исполнительскую деятельность с педагогической работой. За многолетнюю педагогическую деятельность в должности до- иента кафедры хорового дирижирования Казанской консерватории она проделала огромную работу в деле воспитания музыкальных кадров. Ее ученики — высококвалифицированные специалисты, которые успешно работают на ответственных участках педагогики и исполнительства.

Велика роль Н. Г. Джураевой в общественной жизни республики. В течение ряда лет, с 1987 г., являясь председателем музыкального общества и фонда культуры Республики Татарстан, членом Президиума музыкального общества РФ, членом координационного совета Союза музыкальных деятелей РФ, она также внесла весомый вклад в дело развития музыкального искусства РТ.

Бескорыстная любовь и преданность театру, умение отдавать себя без остатка любимой профессии, высокая требовательность к качеству спектаклей являются определяющими в творческой личности Н. Джураевой.

 

Р. Такташ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.