Губайдуллин Анвар Габдрахманович

 

Родился 18 октября 1922 г. в Казани.

В 1948 г. окончил актерскую студию при театре им. Г. Камала и был принят в труппу того же театра, где проработал всю жизнь.

Заслуженный артист ТАССР (1973).
Народный артист ТАССР (1983).

 

Хотя А. Губайдуллин 1922 года рождения, но на фронте не был. Восемнадцатилетним юношей пришел он в 1940 году на 16-й оборонный завод и всю войну и первые послевоенные годы (до 1948 года) проработал там фрезеровщиком.

Губайдуллин относится к тому поколению актеров, которое на своих плечах вынесло все тяготы войны и послевоенной жизни. Юноша не ожесточился, сохранил светлую душу, доброжелательное отношение к людям. И эту человеческую доброту он захотел подарить зрителям. С этим желанием пришел в театр.

Актер всегда играл роли разнохарактерные, но в подавляющем большинстве образы положительных героев: сначала молодых, затем возрастных, а далее старичков. Он создавал своих персонажей с настоящей жизненной достоверностью, всегда четко раскрывая основную суть роли. Подчас его герои становились своеобразным камертоном всего спектакля. Так произошло, когда он сыграл в спектакле «Угасшие звезды» К. Тинчурина старика Сираза. Он, одетый в татарский казакин, появлялся в прологе вместе с мальчиком. Они идут не спеша, тихонько напевая народную песню «Каз канаты» («Крылья гуся»). На вопрос мальчика: «Откуда эта песня?» старик начинает рассказывать краткий сюжет пьесы. Но рассказ не индефферентный, а с ярко выраженным оппозиционным чувством. Таким образом, бунтарская тональность пролога подводила зрителя к восприятию идеи всего спектакля.

В репертуаре актера и священнослужитель Ахун — «Хужа Насретдин» Н. Исанбета, и один из беглецов, скрывающихся в лесу, чувашин Петряй — «Голубая шаль» К. Тинчурина, и забавный Гарафи — «Банкрот» Г. Камала, серьезный камердинер Василькова — «Бешеные деньги» и еще один слуга, старик, дворовой человек из крепостных Реневой, Ильич — «Светит, да не греет» А. Островского. Старик-Губайдуллин был очень горд тем, что он «на господском дворе родился», поэтому жену из деревни презрительно, иногда сердито называет «деревня». В спектакле «Молодые сердца» Ф. Бурнаша актер восхитительно жизнеподобно сыграл эпизодическую роль старика-чувашина Исаака, живущего все время настороже, боящегося кого-либо впускать в свой старый, бедный дом. Текста почти нет, но за этим немногословием актер раскрывал характер старого человека, всю жизнь прожившего незаметно, тихо. Эпизодический образ актер превращал в значительный достоверный человеческий характер, лишний раз доказав ту мысль, что талантливый актер даже из бессловесной роли может создать законченную работу. Вот уж поистине, как говорил К. С. Станиславский, «нет маленьких ролей...»

Очень любопытен его весь трясущийся, еле передвигающийся философ Хал-дрифун — «Рыжий насмешник и его черноволосая красавица» Н. Исанбета, запомнились Салим — «Американец» К. Тинчурина, Дервиш — «Идегей» Ю. Сафиуллина, Тукаш — «Кул Гали» Н. Фаттаха и десятки других образов, созданных душой и сердцем актера. Они привлекали к себе внимание своей добротой, человечностью, порой некоторой задумчивостью, мягкостью, иногда философичностью. А за роль Галявутдина («Ясновидящий» 3. Хакима) А. Губайдуллин получил приз «За лучшее исполнение роли второго плана» на международном фестивале тюркских народов «Науруз» в 1998 году.

Как вспоминает Фирдаус Хайруллина, за эту награду больше самого актера радовались его друзья-актеры. Она помнит с каким достоинством он выходил на сцену и получал этот знак лауреатства.

Он, как лучшие актеры театра, задолго до репетиции или спектакля приходил в театр, внутренне готовился к выходу на сцену, повторял текст роли, ни с кем не общался. Выйдя на сцену, актер преображался. Его герои были предельно естественны, просты, жизнеподобны. Он никогда не фальшивил, не наигрывал. Создавалось ощущение, что твой знакомый зачем-то вышел на сцену и оттуда с тобой разговаривает. И в жизни Анвар Губайдуллин очень скромный человек. Никогда для себя ничего не требовал, довольствовался тем, что есть, и этим наряду с доброжелательностью, незлобивостью вызывал к себе любовь и уважение.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.