Галлиев Рустем Валиахметович

 

Родился 27 августа I960 г. в д. Бурметьево Нурлатского района ТАССР.
В 1987 г. закончил Казанское театральное училище (курс М. X. Салимжанова) и работал в Альметьевском татарском театре, позже закончил университет культуры и искусств (заочно).
С 1990 г. — в молодежном театре-студии при АО «Нижнекамскнефтехим» (ныне Нижнекамский государственный татарский драматический театр).

Заслуженный деятель искусств РТ (2005).
Народный артист РТ (2011).

 

Рустем Галиев еще в театральном училище уверенно заявлял: «Вот увидите, я буду директором театра». И действительно, сегодня Галиев — директор и главный режиссер Нижнекамского татарского театра. Его творческая деятельность началась в сельском клубе, где он ставил спектакли. В 1980 году он поехал в Мензелинск, где начал работать в театре рабочим сцены, одновременно исполняя эпизодические роли. Отслужил в армии. После армии учился в театральном училище. В годы учебы принимал участие в массовках спектаклей камаловского театра, сыграл эпизодическую роль Милиционера в постановке «Жених с портфелем» Н. Исанбета. Работал в концертной бригаде И. Шакирова чтецом. После окончания училища его направили актером в Альметьевский театр. Здесь он играл своих сверстников в татарских пьесах — «Соленый мед» Ф. Садриева, «Озорная молодость» И. Абдуллина, «Бутон ивы на дубе» Т. Миннуллина, «Красивы были розы» И. Абдуллина (Зулькарнай, Гыфан, Сакаев). Галиев одновременно снимается в кинофильмах — «Весенняя гроза» М. Хасанова, позже в «Бибинур» по А. Гилязову, сценарист М. Гилязов (Гази, Габдуллажан), сам снял документальный фильм «Красивые моменты жизни».

В 1990 году он переезжает в Нижнекамск, где они вместе с А. Богатыревым создают Молодежный татарский театр-студию, с 1994 года он называется Муниципальный татарский молодежный театр при Управлении культуры города, с 2007 г. носит сегодняшнее название. Там он становится главным режиссером.

Лауреат премии Министерства культуры РТ и фонда «Жыен» им. Аамира Сиразеева (2003).

В созданном при Нижнекамском управлении культуры драматическом театре, реорганизованном в 2007 в государственный театр, Рустем Галиев становится главным режиссером (1990-1996, с 2002 г.).

В начале Галиев чаще ставит комедии — «И так бывает» Т. Миннуллина, «Женушка-золотце» X. Ибрагимова, «Озорная молодость» И. Абдуллина, «Похищение девушки» М. Карима. В грустной давней комедии Т. Миннуллина «Встреча с молодостью» сам же играл главную роль Гильфана.

Одновременно с работой в театре Галиев пишет сценарии для литературно-музыкального объединения «Жидегэн чишмэ», сам же ставит, ведет представления; руководит детским театром «Эллюки», пишет для них пьесы.

Наряду с постановками комедий Галиев начинает обращаться к произведениям с серьезной, философской проблематикой. Первой подобной работой стала пьеса X. Такташа «Трагедия сыновей земли», написанная в начале 1920-х годов. Трагедия, по сути монологичная поэма с вкраплением диалогов, малодейственна... Для сюжета Такташ использовал библейскую тему о Каине и Авеле. Но Каин — первый убийиа на земле, у автора Кабил превращен в яростного богоборца. Режиссер нашел несколько иное, оригинальное решение — трагедии на земле в XX веке происходят вследствие появления диктаторских тоталитарных режимов. Такая идея нашла четкое отражение в сценографии Б. Насыхова. Динамичный, страстный спектакль говорил о том, к каким последствиям могут привести подобные режимы.

Другая философская постановка — «Последняя ночь» И. Юзеева. Трагедия татарского автора малосценична. Но мысль произведения очень значительна. Она о ночи перед казнью Мусы Джалиля, о его размышлениях, печали, о его любви к родной земле, о твердости духа. Режиссер выстраивает конфликт не по жизнеподобному варианту, а по философской линии. К Мусе в камеру приходит Мефистофель (так же как в трагедии Гете «Фауст» к Фаусту является Мефистофель). И там, и здесь речь идет о смысле жизни. Но в отличие от Гете, Мефистофель Юзеева обещает Мусе райскую жизнь за предательство.

Среди сугубо драматических пьес можно отметить и «Если нет луны, то есть звезды» Т. Миннуллина. Произведение, написанное в середине 1970-х годов, популярно по сей день. Оно неоднократно ставилось на многих сценах. Героиня пьесы — Мадина. Режиссер вместе с актрисой Г. Кашаевой передают развитие, изменение природы Мадины — от счастливой юности, влюбленности, разочарованности, гибели дочери, до потери зрения. При этом характер тверд как кремень, никогда не сдающийся, не плачущий, стойко переносящий все удары судьбы. Однако твердость внутренней сути не лишает ее человечности, женственности.

Галиев больше тяготеет к произведениям, где персонажи размышляют о жизни, достоинстве человека, предательстве. К ним относятся «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Без ветрил» К. Тинчурина, «Рана» М. Гилязова и недавняя постановка «Волчья кровь» по Н. Гиматдиновой.

Последние премьеры театра — «Обет» Т. Миннуллина, «Привидение грешной любви» А. Иванова, комедия «Сделано в СССР» Л. Лерона.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.