Гайнетдинова Гулюса Гумаровна

 

Родилась 3 июня 1952 г. в с. Абдрахмановка Альметьевского района ТАССР.

В 1970—1972 гг. — актриса Альметьевского театра. В 1976 году окончила Казанское театральное училище (курс М. Салимжанова) и была принята в труппу академического театра им. Г. Камала. В 1978—1987 гг.— актриса Альметьевского театра. В 1987—1990 гг.— руководитель фольклорного ансамбля завода «Радиоприбор» (г. Альметьевск). С 1990 г.— актриса Набережночелнинского драматического театра. В 1994 г. закончила Казанский государственный институт культуры.

Заслуженная артистка РТ (1995).
Народная артистка РТ (2007).

 

Из всего выпуска театрального училища 1976 года в камаловский театр была принята лишь одна Гулюса. Еще в годы учебы обозначились основные черты ее серьезного драматического дарования. Не случайно, ставя в 1977 году драму Т. Гиззата «Потоки», М. Салимжанов назначил Гайнетдинову на ответственную роль Гайнавал. Молодая, начинающая актриса, поняв тяжелейшую, полуголодную жизнь дореволюционной солдатки, смогла создать живой, психологически глубокий серьезный образ. Несмотря на нищенское существование героини, Гайнавал-Гайнетдинова была женщиной с твердым характером, она не ломала шапку перед сильными мира сего, говорила всегда то, о чем думала. Этот персонаж запоминался, как и главные действующие лица спектакля. Затем актриса играла в течение двух сезонов несколько эпизодических ролей: Фельдшер — «Приехала мама» Ш. Хусаинова, Уборщица — «Московские каникулы» А. Кузнецова, Прислуга — «Капризный жених» К. Тинчурина, Женщина — «Не бросай огонь, Прометей» М. Карима.

Постепенно из подобных эпизодов, а затем и главных ролей выросла по- настоящему крупная актриса. Жаль, что она ушла из Камаловского театра. Она вышла замуж за Символа Гайнетдинова, тоже выпускника театрального училища, по распределению попавшего в Альметьевский театр. Поэтому Гулюса, переехав в Альметьевск, начала работать в театре этого города.

Когда открылся новый татарский театр в Набережных Челнах, Г. Гайнетдинова уехала туда. Здесь она обосновалась окончательно, здесь родились и выросли дети.

Почетные грамоты Министерства культуры РТ, Управления культуры г. Набережные Челны.

В театре, став востребованной, она заняла свою нишу. Будучи человеком неравнодушным, активным в театре, Гулюса не только играла, но и была председателем худсовета театра, стала постоянным уполномоченным Союза театральных деятелей РТ. Понимая необходимость духовного воспитания детей, она более 15 лет вела театральные кружки в татарско-турецком лицее, в лицее Акыш, преподавала актерское мастерство в известной городской Школе театрального искусства. Ставила там спектакли, организовывала Ани памяти Г. Тукая, М. Джалиля. За спектакль «Колыбельная», поставленный со школьниками, получила «Золотую маску» города на фестивале «Театральная весна-98».

Актриса воспитывает детей и своим участием в детских спектаклях театра: Королева моря — «Русалочка» М. Ивановой, Сказочница — «Шурале» Н. Исанбета, Баба Яга — «Заколдованный замок» X. Залялова.

Об активности Гайнетдиновой говорит и тот факт, что ни один городской праздник — «Науруз», «Сабантуй» и др.— не проходит без ее участия.

Но все же главное для актрисы — это ее роли, которых набралось ни один десяток. Первыми работами Гайнетдиновой в Набережных Челнах стали Дау-жихан — «Возвратится бабочкой душа» Р. Батуллы, Сувария — «В Финляндии говорят хорошо» Р. Сагдиева. Но уже в 1994 году актриса создала выразительный образ Фатимы в спектакле «Любишь, не любишь» Ф. Булякова. Ее Фатима — пожилой человек, тихий, доброжелательный, с какой-то внутренней, невысказанной грустью. Артистка раскрывала душевное богатство своей и, наверное, сотен тысяч женщин, подобных ей, ждущих от мужей теплых слов любви, ласки и не дождавшихся. Судьба Фатимы, которую показывала актриса, была столь жизненно достоверной, что многие зрительницы узнавали в ней свою личную жизнь. Через год Гайнетдинова сыграет совершенно иной характер — Шамсию в комедии «Свояченица» 3. Исмагилова. Она представала веселой, лукавой, разудалой, немолодой бабенкой, готовой спеть, сплясать, пококетничать, несмотря на возраст, с понравившимся ей мужчиной. И вдруг опять совершенно неожиданная пошловатая Ташбика — «Дон Жуан в Балчыклы». Тут же Галимабану — «Галиябану» М. Файзи, типичная деревенская, сдержанная дореволюционная татарка, живущая в ладу с мужем, дочкой, не терпящая особой материальной нужды, но все же желающая выдать дочь за богатого. Нагима же в «Банкроте» Г. Камала — совсем другая. Громогласная, важная, надутая как индюк. Четыре дореволюционных персонажа — Гайнавал, Шамсия, Галимабану, Нагима — но какие они все разные, созданные талантом одного исполнителя, свидетельствующие о широте творческого диапазона, о разносторонности дарования, самое главное — о способности Гайнетдиновой проникать в психологические глубины каждого образа, об умении перевоплощаться. Образы актрисы отличаются естественной простотой, непосредственной искренностью при внешней сдержанности, внутренней живостью. Она всегда стремится к всесторонней характеристике своих героев.

Замечательным доказательством тому является гротесковая, удивительная Маулия — «Мы парни деревенские» Т. Миннуллина. Сцены спектакля с участием Маулии без всяких натяжек можно считать самостоятельными номерами, столь они исполнительски совершенны. Представьте себе, появляется высокая, дородная женщина, явно добродушная, простодушная и вдруг начинает невероятно быстро тараторить свой текст, как скороговорки. У актрисы при подобной скорости подачи речи не пропадает ни одного слова, что говорит о высоком мастерстве исполнительницы. Создавшееся несоответствие внешней степенности Маулии с забавной манерой разговора вызывает дружный, веселый смех зрительного зала.

Закономерно, что за исполнение ролей: Сары — «Весенние мелодии» А. Гаффара, Шамси — «Свояченица» 3. Исмагилова, Ляйли — «Поцелуй меня, Зайтуна» Н. Каримовой, Галимабану — «Галиябану» М. Файзи, на разных фестивалях актриса получала призы в номинации «За лучшую женскую роль», «За лучшую женскую роль второго плана».

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.