Родился 9 октября 1940 г. в г. Комсомольске-на-Амуре. Артист оперы (бас), камерный певец, педагог. Окончил Новосибирскую государственную консерваторию (1971).
В 1968— 1973 гг. солист Новосибирского театра оперы и балета, с 1973 г.— Татарского театра оперы и балета. Одновременно с 1980 г.— преподаватель по классу сольного пения Казанской консерватории, с 1997 г.— доцент, с 2005 г.— профессор.

Народный артист ТАССР и Каракалпакской АССР (1980).
Заслуженный артист РСФСР (1984).

 

В 1973 году в Татарском театре оперы и балета «у руля» стояли молодые художественные руководители. В репертуарном списке оперных премьер на ближайшее будущее планировались «Риголетто», «Фауст», «Дон Жуан», «Севильский цирюльник». Возобновлению подлежали ранее поставленные «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Аида»... В исполнительском составе текущего репертуара происходила замена уходящих со сцены певцов молодежью. Так в театре появился молодой перспективный бас Юрий Борисенко из Новосибирска.

Родившись в Сибири, в городе с «серьезной» промышленностью (судостроение, машиностроение и т.п.), Ю. Борисенко, как и все его сверстники, мыслил себя «технарем» и после окончания вуза начал работать на одном из заводов.

В городе был драматический театр, два музея, два вуза. Юра охотно занимался в студенческом самодеятельном театральном кружке, а позднее органично включился и в заводскую самодеятельность. Но еще ему нравилось петь. Пением увлекся он еще в детстве. Юрий Владимирович с юмором рассказывал, что его первым учителем пения было радио. Оставленный родителями дома под замком за мальчишеские шалости, вслед за голосом, звучавшим по радио, проказник с увлечением распевал: «О, дайте, дайте мне свободу!» Со временем репертуар шалуна становился все богаче, потому не удивительно, что студенческие, а позднее и заводские самодеятельные концерты не обходились без Юрия Борисенко.

В Новосибирскую консерваторию Юрий Владимирович поступает в 1965 году. Студентом третьего курса становится стажером Новосибирского театра оперы и балета. Борисенко повезло с учителями. Е. Дидковский, А. Зак, Э. Пасынков — имена широко известные тогда в музыкальном мире. Не меньше повезло ему с наставниками и в Казани. Ю. Борисенко сразу попал в компанию молодых единомышленников, чей энтузиазм и желание «строить» свой театр помогали преодолевать все мыслимые и немыслимые трудности. Это хорошо обученные прекрасные музыканты Юрий Кочнев (главный дирижер), Вахит Тагиев (главный режиссер, после Казанской консерватории окончивший еще и ГИТИС, ныне РАТИ), Ильгиз Мазитов и целая плеяда одаренных певцов, недавних выпускников Казанской консерватории, которые становятся партнерами Юрия Борисенко.

В первые три года работы в театре Юрий Борисенко поет Монтероне, Спарафучиле («Риголетто»), Мефистофеля («Фауст»), Рамфиса («Аида»), Лепорелло («Дон Жуан»), Мельника («Русалка»), Дулькамару («Любовный напиток»), Галицкого, Кончака («Князь Игорь»), Базилио («Севильский цирюльник»), Гремина («Евгений Онегин»),

Сезон 1975—1976 г. положил начало новому этапу в жизни театра. После пятнадцатилетнего отсутствия по приглашению правительства республики в театр возвращается Н. К. Даутов. В период работы с Н. К. Даутовым открываются новые грани таланта певца: Ю.Борисенко предстает, с одной стороны, великолепным комическим актером (Дон Базилио в «Севильском цирюльнике») и трагедийным — с другой (Федор Протасов в одноименной опере советского композитора Б. Гибалина по пьесе Л. Н. Толстого «Живой труп». Постановка была приурочена к 150-летию писателя). Критика отмечала, что молодой артист сыграл роль Протасова «по-настоящему талантливо и свежо». Сам Борисенко признавался, что ему пришлось проделать огромную внутреннюю работу, чтобы почувствовать и передать сложнейшую гамму переживаний своего героя. К сожалению, спектакль недолго продержался на сцене. Юрий Владимирович работал с увлечением. Во многих спектаклях он был единственным исполнителем: Верховный жрец Рамфис («Аида»), ватажный князь Галицкий («Князь Игорь»), несчастный Мельник («Русалка»)...

Встреча с Н. К. Даутовым была поистине большой удачей для Ю. В. Борисенко: «О театре Даутова можно вспомнить как о замечательном актерском театре, где все актеры были открыты и воспитаны самим режиссером. «...» В театре Н. Даутова артист становится главным действующим лицом. Любители оперы ходят не только на конкретные спектакли, но и для того, чтобы увидеть, послушать любимого певца.

В те годы время от времени проводилась аттестация всех без исключения артистов, и руководители цехов были обязаны писать для тарификационной комиссии на своих подопечных краткие характеристики. Эта относится к 1985 году. Приведем ее текст полностью, она стоит того, ибо в 1986 году Н. К. Даутова не стало, и оценка, данная мэтром любимому певцу, звучит как напутствие:

«Ю. В. Борисенко — один из ведущих солистов нашей оперной труппы. Обладатель голоса крупного, красивого, ровного на всем диапазоне (бас), он поет весь репертуар театра. Такие партии, как Борис Годунов, Мефистофель, Дон Базилио, Мельник, Алеко, Собакин, Федор Протасов, являются большими художественными достижениями не только в его деятельности, но и в деятельности нашего театра. Счастливое сочетание прекрасного голоса с ярким актерским дарованием делают его работу в театре бесценной. Необходим в дальнейшей работе театра» (стиль автора сохранен).

Более чем за 35 лет работы на оперной сцене Юрием Борисенко создано 60 партий разнопланового характера. Один из лучших в этой череде образов — образ Бориса Годунова в одноименной опере М.Мусоргского. Казалось бы, для каждого певца, знакомого с творчеством великого Шаляпина, открыты широкие подходы к раскрытию образа Годунова — «лепить роль с Шаляпина», благо литературы об этом достаточно. Но путь подражания был не для Ю.Борисенко. Успех его ждал на пути изучения исторических реалий — проникновения в психологию реального прототипа героя, из благих намерений вставшего на путь преступления. Обе постановки оперы (1980, 1993) принесли талантливому артисту заслуженный успех. И не только в России, на и за рубежом, на гастролях театра в Чехословакии, Бельгии, Дании, Голландии. «Юрий Борисенко дал нам возможность познакомиться с настоящим русским басом», «... голос и актерский талант Юрия Борисенко — исполнителя главной партии (Борис) — выше всякой критики» — так писала о нем голландская пресса во время европейских гастролей оперной труппы театра.

Еще одна удача Ю. Борисенко — бесчисленное число раз возобновляемая с 1985 года опера Римского-Корсакова «Царская невеста». В ней он является единственным незаменимым исполнителем роли Собакина (Юрию Владимировичу довелось сыграть не одну роль страдающего отца — Мельник, Кочубей, Король Рене, граф Монтероне)...

Большое место в жизни певца всегда занимала концертная деятельность, в том числе шефская и благотворительная. Он постоянный участник правительственных концертов и концертов, посвященных значительным событиям в жизни республики.

Программы концертов Ю.Борисенко включают арии из опер, романсы классиков и современных композиторов, народные песни. Часто он был первым исполнителем произведений композиторов Татарстана. Прекрасно звучит в его исполнении цикл романсов Р. Яхина на стихи М. Джалиля («Моабитская тетрадь»).

Юрий Борисенко — продолжатель шаляпинских традиций и постоянный участник ежегодно проводимого театром Международного оперного фестиваля имени великого русского певца.

Профессионализм, талант, трудолюбие завоевали артисту неизменные любовь и уважение публики, а также всего коллектива театра. В приветственном адресе, врученном певцу в честь 60-летия, коллеги писали: «…труд, вложенный Вами в историю оперного искусства Татарстана, неоценим».

В сезоне 1995—96 гг. Ю. Борисенко стал лауреатом Приза зрительских симпатий, основанного Клубом любителей оперы, за партию Бориса Годунова.

Свой творческий опыт Юрий Владимирович Борисенко передает своим ученикам в Казанской государственной консерватории.

 

Р. Такташ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.