Родилась 19 декабря 1940 г. в д. Дюм-Дюм Елабужского района ТАССР.
В 1959 г. окончила Елабужское культпросветучилище и работала в Мензелинском татарском театре.

Заслуженная артистка ТАССР (1979).
Народная артистка ТАССР (1985).
Медаль «За трудовую доблесть» (1970).

 

Илюса, придя в театр 19-летней девушкой, проработав там верой и правдой 36 лет, в 1996 году ушла на пенсию. Она — обаятельная, хрупкая, с задумчивыми глазами — была одной из поэтических актрис своего поколения. Поэтому в первое десятилетие актриса переиграла все молодые роли идущего репертуара: Чачак — «Осыпается цветок» Г. Сагидуллина, Нурсылу — «Милые девушки» К. Байсаитова, Вера — «Сердце матери» С. Каитова, Мальчик — «Голубая шаль» К. Тинчурина. Все эти роли стали своеобразной подготовкой к самой значительной работе шестидесятых годов, созданию образа Айгуль («Страна Айгуль» М. Карима). Ее Айгуль — романтическое дитя природы, влюбленное в седые Уральские горы, леса, озера, безбрежное небо над всей красотой мира. Она счастлива, озорна, шаловлива, эмоциональна. Ей радостно находиться рядом с простыми, добрыми родными, другом детства Ричардом. Но неожиданно наступает момент, когда надо выбрать свою дальнейшую дорогу в жизни. Приезжает из Италии пропавшая во время войны, красивая, со вкусом одетая мама. Она приехала за дочкой.

Изменилась Айгуль внутренне и внешне: исчезла ее детская шаловливость, она стала строже, задумчивей. Встал труднейший вопрос: что делать? Выбрать Италию с ее безбедной, красивой европейской жизнью? Но там нет ее гор, лесов, ее родной земли, но есть мама. После мучительного размышления Айгуль решает остаться дома. Но теперь девушка стала строже, она лучше стала понимать, что такое жизнь, поняла и оценила стихи Ричарда, его любовь к ней.

Несколько позже Бадриева играет целый ряд своеобразных ролей — мужественную, преданную Марийку — «Солдатская вдова» Н. Анкилова, драматичную Нину — «Порог» А. Дударева, нелепую Ханифу — «Бегство» Н. Исанбета, создает различные образы молодых, а со временем и взрослых женщин, старушек.

Все сыгранные роли свидетельствуют о широте диапазона актрисы, о ее умении перевоплощаться, создавать сугубо реалистические, жизненные, психологически четко разработанные глубокие характеры. Героини Бадриевой обладали магнетическим обаянием не только в ролях молодых, но и пожилых женщин, например, такой, как Анфиса в комедии Д. Салихова «Камень в почке деда Мукалая».

Анфиса, всю жизнь прожившая в деревне, была такая забавная, недалекая, она плохо понимала русский язык, но все же пыталась что-то сказать по-русски. У нее были удивительно доброжелательные глаза, свидетельствующие о ее душевной красоте.

За правду, которую актриса несла со сцены, ее любил зритель. Как все актеры Мензелинского театра, Илюса Бадриева всю жизнь провела в разъездах, помогая своему народу сохранить человечность, душу, язык, нравственные устои, национальную культуру. Актриса, так же как и ее муж Ф. Бадриев, немало содействовала работе кружков художественной самодеятельности, а став опытной артисткой, помогала молодым коллегам в освоении профессии.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.