Родилась 21 июля 1939 г. в с. Курманаково Лаишевского района ТАССР.
В 1961 г. окончила Московское театральное училище им. Щепкина (вуз) и была принята в труппу академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка ТАССР (1981).
Народная артистка РТ (1996).

 

Ф. Ахтямова считает себя счастливым человеком. Она нашла свою нишу, свое место в жизни — любимый на всю жизнь театр, радость творчества. Хотя сказать, что судьба была к ней всегда благосклонна, нельзя. Отец не вернулся с войны. Мама умерла 8 марта 1947 года, когда Фирдаус было всего семь с половиной лет. В 1950 году старший брат Камиль привез ее в Казань. Она пошла в татарскую школу, где были замечательные педагоги, ставшие почти родными, принимала участие во всех школьных мероприятиях.

В 1956 году в школу пришла для отбора абитуриентов в открывавшуюся в Москве татарскую актерскую студию в училище им. Щепкина актриса камаловского театра Р. Зиганшина. Фирдаус, почти не задумываясь, согласилась поехать в Москву. Зиганшина помогла ей подготовиться к вступительным экзаменам. Ахтямову приняли. Она со всей группой приехала в Москву. Фирдаус, так же как и все ее однокурсники, попала в Москву впервые. Любовь педагогов, особенно руководителя курса Михаила Николаевича Гладкова, отцовское к ребятам отношение, желание вырастить из молодых людей подлинных мастеров своего дела заставили юных студентов поверить в учителей, полюбить их. Эту любовь идепкинцы, в том числе Фирдаус, сохранили по сей день. Очень много получила девушка от просмотра сотен спектаклей в столичных театрах. А были еще и музеи, и выставки.

Набравшись ума, вдохновения молодые выпускники вернулись в Казань, в академический театр им. Г. Камала. Ахтямова вспоминает, что первое десятилетие работы в театре было самым запоминающимся. Актриса делает первые шаги на сцене. Участие в массовках, первые небольшие роли. Рапиях — «Вне закона» А. Муиса, Зяна — «Тайны, поведанные земле» А. Гилязова, Зайтуна — «Добро пожаловать», Аклима — «Где же ты?» X. Вахита. В программке 1963 года я записала свое впечатление от игры Ахтямовой-Аклимы: «Очень искренна, естественна, проста». А ведь Фирдаус работала еще меньше двух лет. Потом были такие же задушевные Хамдия — «Искры» Т. Гиззата, Марфуга — «Молодые сердца» Ф. Бурнаша, после исполнения роли Рахимы автор пьесы «Неспетая песнь» М. Карим подарил Ахтямовой свою книгу с надписью: «Фирдаус, спасибо за завидное воплощение Рахимы».

Вскоре появился один образ, когда артистку стали узнавать. Это был замечательный телевизионный фильм, поставленный Р. Сакаевым «Первое представление» Г. Камала, где Ахтямова с удивительной искренностью, правдивостью играла роль служанки Биби. Идиоткой назвать ее нельзя, но глупа, придурковата, необразованна до невероятности. И все свои глупые поступки она проделывала с немыслимой простотой. Еще неподдельно удивлялась и даже внутренне возмущалась, когда ее за дурость ругали.

Когда в 1966 году главным режиссером театра пришел М. Салимжанов, его первым спектаклем стала драма X. Вахита «Последнее письмо», где актриса сыграла тихую, мягкую Розалию. Через три года он ставит известную комедию К. Тинчурина «Американец» в фарсовой эксцентрической форме. Актеры, в том числе Ахтямова, создавшая образ богатой, но потрясающе невежественной Майсары, были правдивы и весело смеялись над своими тупыми героями. Столь же остро сатирически решалась комедия А. Островского «Свои люди, сочтемся». Фирдаус играла Липочку, дочь богатого купца Большого.

Скорее всего, при создании образов Майсары и Липочки, актриса шла по памяти от гротесковой Биби. Позже появляются значительные сугубо драматические образы. В 1974 году актрисе дают роль Софьи («Одна ночь» Б. Горбатова). Работа над пьесой помогла артистке обнаружить в своем творчестве новые, неизвестные для нее самой краски. Ее сосредоточенная, сдержанная Софья несла важную мысль о непреклонности, мужестве советских людей. В этой внешне хрупкой, невысокой женщине, матери, жене солдата скрывалась недюжинная сила, героизм. При взгляде на эту Софью вспоминались неприметные, обычные женщины, которые во время войны совершали героические поступки.

Ахтямова много играет. В ее репертуаре Эльмира в трилогии Т. Миннуллина о Миляуше. В драме — размышления автора и актеров о жизненном пути своего поколения. Состоялись ли они как полнокровные личности, не засосало ли их спокойное, сытое существование? В этом вопросе рассудительная Эльмира была на стороне тех, кто прежде всего думал о душе, а не о материальных благах.

Несколько необычной была героиня Ахтямовой Алтынчач в спектакле «Колыбельная» Т. Миннуллина. Она играла киргизку, родившую внебрачного ребенка, отсюда ее растерянность, печальная опустошенность, душевные страдания. Она мало разговаривала, но ее горестные говорящие глаза больше всего свидетельствовали о ее состоянии.

Шли годы, изменилась ее личная жизнь — Фирдаус вышла замуж, у нее родилась и выросла дочка Айгуль. Но потом случилась беда — умер муж... Окончив институт, уехала в Италию дочь. И колесо жизни Фирдаус вернулось на то самое место, с чего начинался творческий путь — она одна и ее искусство. К счастью, появлялись все новые роли. Она стала актрисой на роли характерных, разновозрастных персонажей. Точность, четкость рисунка каждого образа, колоритность в основном татарских героинь, подлинная жизненная достоверность, органичность присущи простым, незатейливым, скромным, порой неприметным женщинам актрисы, способным на душевную щедрость, самопожертвование. Она стала подлинно народной артисткой. Ей уже за 70. Но не так давно ей снова улыбнулась фортуна. Неожиданно ей дали главную роль в фильме «Бибинур» по сценарию М. Гилязова, где она замечательно сыграла пронзительно-щемящую судьбу чистой, самоотверженно посвятившей всю свою жизнь воспитанию оставшихся без матери детей женщины и не получившей от них на старости лет ни любви, ни внимания, при этом не проронившей ни одного жалобного слова. Актриса получила Гран-при за роль Бибинур на Международном кинофестивале мусульманского кино «Золотой Минбар». Теперь этот фильм показывают по всей стране, и он получил немало различных призов. Так что Фирдаус Ахтямова стала и киногероиней.

Несмотря ни на что, она считает себя счастливым человеком, ибо удалось главное — ее творческая судьба, говоря громким словом, планида состоялась.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.