Родился 19 июня 1950 г. в с. Тататарский Кандыз Бавлинского района ТАССР. В 1973 г. окончил Ленинградский театральный институт (ЛГИТМИК) и был принят в труппу академического театра им. Г. Камала. Несколько лет работал в Передвижном театре.

Заслуженный артист ТАССР (1987).
Народный артист РТ (1996).
Лауреат Государственной премии ТАССР им. М. Джалиля (1988).
Лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая (2000).

 

...18-летний отзывчивый паренек с хорошим чувством юмора, прямо из деревни попадает в Ленинград — знаменитый стольный град Петра, и город с его поразительными дворцами, пригородами, музеями, театрами очаровал и потряс Ильдуса, как и всех его однокурсников. Особенно их всех поразили белые ночи.

В институте руководителем их курса и основным педагогом по актерскому мастерству был известный профессор А. А. Ян, который в течение всех лет учебы по-отечески опекал своих студентов.

Курс оказался дружным. Кроме, естественно, занятий, они устраивали несколько раз в институте Сабантуй, другие праздники, на которых, как правило, Ильдус читал стихи. Его любовь к стихам, вероятно, шла со школьной поры еще и от того, что его старший брат Рашит был известным поэтом. Но у Ильдуса была, пожалуй, и самая большая любовь — Тукай. И до института, а затем уже работая в театре он читал и превосходно читает стихи знаменитого татарского поэта.

После окончания учебы молодые актеры вернулись в Казань. Пять человек — И. Ахметзянов, Ш. Бариев, Ш. Галиуллин, Г. Шарафеев, Ф. Фатхуллин — были приняты в Татарский академический театр им. Г. Камала. К сожалению, из пяти человек сегодня в театре осталось всего двое — Ахметзянов и Шарафеев.

В первые годы им всем было трудно привыкнуть к жизнеподобной, душевной эмоциональной манере игры татарских актеров, ибо петербургская театральная школа более холодно-рациональная. С годами, играя поначалу в массовках и не больших ролях, актеры поняли особенности национальной школы и вошли в общий строй театра.

Ахметзянов переиграл целый ряд разнообразных ролей: Рауф — «Две невестки» X. Вахита, Педро — «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, Диоген — «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима, Шайхель — «Судьба татарки» Г. Ибрагимова, Закир — «Банкрот» Г. Камала, Максим — «Как звезды в небе» по М. Горькому, прежде чем сыграть знаковый для актера образ — Габдуллы Тукая. К знаменитому поэту артист издавна относится с особым пиететом.

Он любит и знает почти все стихи Тукая. Он создает целые программы из стихов поэта, выступает с чтением стихов по радио, на телевидении, на юбилеях, на разных концертных площадках Москвы, Казани, республики. Поэтому создание образа Тукая на сцене в спектакле «Мы уходим, вы остаетесь» Т. Миннуллина принесло Ахметзянову радость и удовлетворение.

Его Тукай был разный. Внешне молодой, одетый в черный полудлинный сюртук, но внутренне повзрослевший человек. Мягкий, поэтичный юноша и строгий, неуступчивый, со своим твердым мнением мужчина. Много лет спустя, в 1999 году, артист создает образ еще одного поэта — мудрого, степенного Субру в спектакле «Рыжий насмешник и его черноволосая красавица» Н. Исанбета.

Сегодня, по истечении почти сорока лет с начала работы Ахметзянова, можно определить его творческие приоритеты. Он во всех своих ролях стремится к полному раскрытию серьезных, глубоких драматических характеров. Это переполненный страданиями пожилой украинец Задорожный из дореволюционной Украины — «Украденное счастье» И. Франко; татарский крестьянин Ахметжан — «Зулейха» Г. Исхаки; временами добродушный, порой рассерженно озлобленный Бадри — «Галиябану» М. Файзи. Несколько позже, наряду с сугубо драматическими возможностями в палитре актера оказались и другие краски — гротесковые. Эти смешные, нелепые персонажи оказались важной особенностью индивидуальности Ахметзянова, они удивляли своей внешней формой, броскостью, необычайно сильной эмоциональностью, резкой ломаной пластикой. К ним относятся: отвратительный Галимджан — «Молодые сердца» Ф. Бурнаша — вечно пьяный, с постоянно разинутым то ли в крике, то ли в смехе ртом с черными полусгнившими зубами, вызывающий подчеркнутое омерзение своим внешним видом; смешной Гадельша — «Русалка — любовь моя» 3. Хакима; абсолютно нелепый, потерявший человеческий облик пьяница Диоген в грязной, драной одежде — «Баскетболист» М. Гилязова. Затем актер показывал перерождение Диогена, когда тот нашел себе дело по душе. Зло, жестко трактовал актер роль Ислама в спектакле «Приехала мама» Ш. Хусаинова. Никакой человеческой теплоты не придавал он своему отвратительно подлому, гнусному персонажу.

Лучшие роли Ахметзянова отличаются жизнеподобием, сценической выразительностью, внутренним темпераментом. Он обладает высокой речевой культурой. Богатые, разнообразные голосовые интонации являются одним из важных выразительных средств актера.

Хорошо чувствуя природу, своеобразие родного языка, И. Ахметзянов занимается переводами пьес на татарский язык. Особенно ему удаются переводы пьес В. Шекспира. Им переведены «Антоний и Клеопатра», «Король Лир», «Ромео и Джульетта».

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.