Родилась 3 января 1969 г. в Казани. В 1988 г. окончила Казанское театральное училище и была принята в труппу русского ТЮЗа. В августе 1989 г. перешла в Татарский театр им. К. Тинчурина. В 2005 г. окончила институт экономики, управления и права по специальности «психолог-педагог». В 2002 г. получила Специальный приз коллегии критиков на Международном фестивале «Науруз», на том же фестивале в 2005 г. приз «За актерскую удачу».

Заслуженная артистка РТ (2001).
Народная артистка РТ (2008).

 

Дж. Асфандиярова училась в училище на русском курсе у педагогов Ю. Каревой и В. Кешнера, но ходила и к татарскому педагогу по речи, что позволило ей через год перейти в татарский театр. Она продолжает традиции знаменитой, неординарной актрисы камаловского театра Шахсанам Асфандияровой. Кстати, на той же сцене шестилетняя девочка сыграла свою первую роль в спектакле «Приехала мама» Ш. Хусаинова.

Асфандиярова заявила о себе как актриса разностороннего дарования, обладающая творческим потенциалом и большой работоспособностью. Ее индивидуальные человеческие черты характера — мягкость, лиричность, душевность — помогают ей при создании образов разных персонажей.

Выступая в драматических, комедийных ролях, она создает выразительные сценические образы, отмеченные постижением логики каждого характера. Они отличаются непосредственностью, естественным жизнеподобием. Психологическая точность сочетаются со стремлением к всестороннему раскрытию внутреннего состояния героя.

За годы работы в театре актриса сыграла около сорока ролей. В первое десятилетие она создала разные образы девушек, молодых женщин — мягкая, лиричная Хамдия — «Белый калфак» М. Файзи, озорная Сююмбика — «Сююмбика выбирает жениха» Ф. Яруллина, трагическая Мунира — «Гора влюбленных» И. Юзеева, жертвенная Танке — «Пока течет Итиль» Н. Фаттаха, нежная Лея — «Для тебя души не жаль» Г. Зайнашевой, мудрая Диляра — «Почему девочки плачут» Ф. Булякова.

С большим успехом и великолепным тонким юмором актриса исполняет роли комедийного плана. В каждом образе Асфандиярова всегда находит в своей палитре новые впечатляющие, запоминающиеся и веселые краски. Ее озорная Сюзанна («Безумный день, или женитьба Фигаро» Бомарше) или рафинированно-легмысленная Розина в том же спектакле отличаются манерой актерской подачи от искрометно-задорной Гайни («Привередливый жених» К. Тинчурина) или игриво-капризной Банат («Женихи» X. Вахита), а в одном и том же спектакле по пьесе Р. Валеева «Девушки-красавицы» ей пришлось сыграть два разных комических персонажа — Гульсылу и Тансылу. Неожиданной для актрисы оказалась трагикомическая роль в пьесе классика немецкой драматургии Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Она, игравшая до этого, за некоторым исключением, простых, незатейливых женщин, в ярко-характерном образе вульгарной солдатской девки Иветты — наглой, бесстыдно-крикливой, никогда не забывающей о своей выгоде, нашла в своем актерском багаже материал для создания сложного женского характера, не знающего что такое мораль.

Ее сугубо драматические образы отмечены своеобразием, интенсивностью чувств, психологической глубиной, разнообразием сценических форм.

Режиссеры, театральные критики, но прежде всего зрители оценивают и отмечают искусство перевоплощения, женственность, нежность, музыкальность и драматизм разнообразных героинь Дж. Асфандияровой.

Особо выразительны ее роли последних лет. Это Василиса в спектакле по пьесе М. Горького «На дне» и Мехмане Бану в спектакле по пьесе Н. Хикмета «Легенда о любви». Ее прекрасная и чуткая, тонкая и чувственная восточная красавица Мехмане Бану с первых минут спектакля притягивала зрительское внимание. Он, как зачарованный, с надеждой и болью следил за превратностями тяжелой жертвенной судьбы Мехмане Бану. Совершенно противоположный образ создает актриса в роли роковой красавицы Василисы. Актрисе удается без нарочитости и социального пафоса показать всю сущность коварной и расчетливой хищницы, ставшей такой под давлением жестокой действительности.

Особняком стоят две роли актрисы, сыгранные в 2004, 2008 годах — Малина — «Без луны звезда нам светит» Т. Миннуллина и Ангустиас — «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки. В Мадине актриса нашла основное зерно роли. Оно заключается в цельности характера, человеческой терпимости, искренности, эмоциональной закрытости. Она и внимательная дочь, заботливо ухаживавшая за старой, больной, сварливой мамой; она и только-только расцветший весенний цветок, безмерно счастливая с любимым Мирзануром; она и удивленная подлостью старшего брата Исхака; она и окаменевшая, узнавшая о предательстве любимого; она и трагически перенесшая гибель единственной, любимой дочери; она, наконец, и ослепшая, но не сдавшаяся, не сломленная под ударами судьбы. Мадина-Асфандиярова — простая женщина. Однако ее душевное величие дает право сказать, что это — Человек.

Образ Ангустиас полностью противоположный. Старшая 39-летняя дочь Бернарды — духовно выхолощенная, злая, готовая вцепиться в глотку каждой из сестер, посмевшей ей помешать вырваться из этого мрачного, фактически заколоченного дома.

Асфандияровой близки драма и трагедия, комедия и водевиль. Ей подвластны все жанры — от классических ролей до бытовых острохарактерных персонажей. Во всех ее работах чувствуется вкус, скрупулезная работа над материалом и высокая требовательность к себе.

Интеллигентный, образованный человек, накопивший профессиональный опыт — Джамиля Асфандиярова с 2006 года начала преподавательскую деятельность в КГУКИ, где делится секретами своего мастерства с будущими артистами.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.