Родился 26 апреля 1954 г. в с. Идолга Татищевского района Саратовской области.
Артист оперы, концертно-камерный певец (драматический баритон).
В 1983 г. окончил вокальный факультет Красноярского государственного института искусств по классу профессора Е. К. Иоффель.
Работал солистом музыкального театра в г. Сыктывкаре (1983—1985).
С октября 1984 по октябрь 1992 г. пел на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.
С 1992 г.— солист Мариинского театра (Санкт-Петербург).

Народный артист РТ (1986) и РФ (2003).
Лауреат IX Международного конкурса молодых оперных певцов в Софии (Болгария, 1988), Первого международного конкурса оперных певцов им. Ф. И. Шаляпина (Казань, 1989), Государственной премии РФ (1998), премий «Casta Diva» (1997) и «Балтика» (2000).

 

 На сцене Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля впервые он появился в 1985 году в качестве гастролера на IV оперном фестивале им. Ф. И. Шаляпина. Молодой, никому не известный певец из Сыктывкара выступил в партии Эскамильо в опере Визе «Кармен» и сразу произвел фурор. Невысокого роста, плотного телосложения, казалось, актер не очень отвечал традиционным представлениям о стройных блестящих тореадорах, героях испанской корриды. Но голос Николая Путилина, сильный, красивый, благородного тембра, полного диапазона, покорял с первых звуков.

Н. Путилин сразу же получил предложение перейти в труппу Татарского оперного театра на должность солиста высшей категории. Это означало, что певец приглашался на ведущее положение драматического баритона. Однако природные свойства его голоса позволяли певцу в равной степени органично исполнять партии как драматического, так и лирического плана.

Репертуарный список Путилина за период работы в музыкальном театре Республики Коми включал в основном партии из классических оперетт. На новом месте пришлось все начинать с нуля.

...Полным ходом шла подготовка к большим гастролям в Москве, которые были запланированы на июль 1986 года. Ставились новые спектакли («Царская невеста», «Пиковая дама», «Джалиль»), делались вводы в недавние премьеры «Богемы» и «Фауста» (поставленные Н. К. Даутовым).

...Популярность Н. Путилина у казанской публики росла стремительно. В «Пиковой даме» артист блистательно исполнил роли Томского и Елецкого, сумев продемонстрировать отличную вокальную школу (мировая звезда цццЦцД. Хворостовский также ученик профессора Иоффель) и незаурядный актерский талант. Граф Томский и князь Елецкий — такие по сути разные, в исполнении Н. Путилина оба умны и благородны. Богатый обертонами, роскошный голос певца позволял выразить все оттенки чувств героев.

«Нельзя было не обратить внимание на редкий по насыщенности звучания, красоте тембра голос Н. Путилина — Томского. Естественность и глубина фразировки, органика сценического поведения помогли певцу в создании образа молодого повесы, аристократа-жуира, зараженного бездельем и цинизмом, тем не менее глубоко понимающего суть драматических событий, происходящих на его глазах» (журнал «Театральная жизнь», № 23, 1986).

«Мягкий лиризм внес Н. Путилин в роль Томского. Отличный голос, музыкальность, полная свобода вокализации, благородная внешность принесли исполнителю заслуженный успех» (журнал «Музыкальная жизнь», № 29, 1986).

Думается, русская опера была стихией артиста. Его Грязной («Царская невеста» Римского-Корсакова) с первого же своего выхода в спектакле, несмотря на демонстрацию своего могущества, мятежной воли, вызывал щемящее чувство тревоги, и чем дальше, тем больше становилось ясно — катастрофа неизбежна. В душе героев Путилина (Демон, Мизгирь, Яго, Скарпиа и др.) бушевали нешуточные страсти, актер раскрывал их ярко, сильно — и ответная реакция зала, естественно, была адекватной.

Особое место в творческой биографии Путилина принадлежит роли Риголетто в одноименной опере Верди. Этот спектакль ставился «на Путилина». Режиссер В. Раку не прогадал, делая ставку на индивидуальность актера — присущую Н. Путилину интенсивность эмоциональной отдачи при абсолютной незаметности затрачиваемых усилий. Это означало свободу и органичность существования героя на сцене. За роль Риголетто в сезоне 1987/88 г. Н. Путилин был удостоен приза зрительских симпатий, учрежденного Клубом любителей оперы. Число поклонников таланта Путилина в Казани росло в геометрической прогрессии, он приобрел за короткий срок огромное число друзей. Н. Путилина почитали не только за мастерство и профессионализм, он привлекал к себе людей простотой и открытостью. Роли одна сложнее другой регулярно входят в репертуар артиста, при этом он успевает принимать участие в многочисленных фестивалях, проводимых не только в России, но и за рубежом.

В 1992 году Н. Путилин становится солистом Мариинского театра. К тем партиям, которые актер «сделал» в Казани, добавились новые: Мазепа, Борис Годунов, Амонасро («Аида»), Барон Скарпиа («Тоска»), Клингзор («Парсифаль»)... Спев Клингзора и Голландца («Летучий голландец») на мировых сценах, Путилин приобрел славу вагнеровского певца; исполнив партию Фигаро в «Свадьбе Фигаро», неожиданно для многих показал себя как моцартовский певец. Кажется, что его возможности безграничны. Достаточно привести несколько откликов на выступления Путилина

из мировой прессы, чтобы оценить тот «градус» популярности, которого достиг этот уникальный артист:

«...Николай Путилин, один из самых великих современных баритонов, потрясающе спел Мазепу и прекрасно сыграл этого расчетливого политика. У Николая Путилина огромный голос и изумительно отточенная техника...»

«Николай Путилин, который пел Мазепу, был безгранично щедр, с той особой фактурой тембра, которая сразу точно говорит вам, откуда он пришел».

Еще один отзыв о выступлении Путилина — на сей раз в гала-концерте «Звезд белых ночей» с участием Пласидо Доминго. В I акте «Отелло», представленном в концерте, выступили вместе с Доминго (Отелло) Ольга Гурякова (Дездемона) и Путилин (Яго). Вот что пишет рецензент: «Среди участвовавших в концерте артистов Мариинки особого упоминания заслуживает Николай Путилин (Яго), чьи драматические возможности с годами проявляются все ярче, и в условиях концертного исполнения оперных сцен его игра столь же выразительна, как и в спектакле. В данном случае во многом благодаря Путилину программу вечера удалось удержать на уровне более высоком, чем традиционный бенефис».

Этот поток восторженных отзывов можно продолжить. Николай Путилин востребован и сегодня, как никогда. Им завоеваны уже подмостки первейших мировых сиен и фестивалей. Его редко можно застать в Мариинке. Объездив с театром едва ли не весь мир, в последние годы он все чаще и чаще выступает самостоятельно на самых прославленных сценах: Да Скала, Метрополитен Опера, Ковент Гарден, его ждут в Париже, Мюнхене, Берлине, Барселоне, Сан-Франциско, Риме, Чикаго, Флоренции. Без его участия не обходится ни один престижный фестиваль: Зальцбургский, Эдинбургский, Савонлиннский и др. Партнерами Н. Путилина были выдающиеся дирижеры современности — Зубин Мета, Джеймс Ливайн, Бруно Бартолетти, Карло Рицци, Клаудио Аббадо и знаменитые певцы Пласидо Доминго, Николай Гяуров, Хосе Кура, Долора Зайджик, Ольга Бородина, Мария Гулегина, Ольга Гурякова, Лариса Дядькова и др.

 

Р. Такташ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.