Гайнуллина Алсу Аскаровна

 

Родилась 24 февраля 1954 г. в с. Дрожжаное Дрожжановского района ТАССР. В 1974 г. окончила Казанское театральное училище (курс М. X. Салимжанова) и была принята в труппу Академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка ТАССР (1980). Народная артистка ТАССР (1986) и РФ (1996). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1991).

 

Бывают в жизни удивительно талантливые выпуски актерских курсов. Так было и с группой, где училась Гайнуллина. Но даже среди одаренных однокурсников самой способной оказалась Алсу. Руководитель курса и главный режиссер театра им. Г. Камала М. Салимжанов еще в годы учебы заметил дарование Алсу, и когда ее взяли в театр, он начал терпеливо выращивать свою студентку как ведущую молодую героиню татарской сцены. В начале творческого пути Алсу, как все молодые актеры, участвует в массовых сценах спектаклей, привыкает к самой сценической площадке, приобретает необходимую уверенность. И уже первые ее роли: трагическая Гульбану — «Судьба татарки» Г. Ибрагимова, забавная Гуляндам — «Развод по-татарски» X. Вахита, юная поэтическая Гульфира — «Старик из деревни Альдермеш» Т. Миннуллина, остродраматическая Агазия — «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима,— свидетельствуют о том, что Гайнуллина играет много, создает непохожие друг на друга образы. Уже тогда можно было понять, что родилась актриса широкого творческого диапазона, в равной степени убедительная как в драматических, острохарактерных, поэтических ролях, так и в комедийных, сатирических. Сарвар («Угасшие звезды» К. Тинчурина) оказалась не только лирической, поэтически одухотворенной девушкой. Актриса показывала, как Сарвар развивалась в течение всего действия. Сначала, наряду с мягким лиризмом, ей была присуща открытая жизнерадостность, шаловливость, сменявшаяся впоследствии трагической безысходностью.

Рядом с ней в репертуаре актрисы существовал абсолютно другой по типажу образ Сарби («Беглецы» Н. Исанбета). Гайнуллина виртуозно показывала характер бесстыдной, нахально-наглой, развязной, крикливой, безвкусно одетой, эгоистичной прожигательницы жизни.

Богатство речевых интонаций, разнообразие красок, психологическую тонкость игры актриса продемонстрировала и в ролях лукавой, смешливой Муршиды — «Казанское полотенце» К. Тинчурина, аристократичной, холодноватой Биатриче — «Слуга двух господ» К. Гольдони, остро драматичной Невесты — «Жених и невеста» М. Байджиева, забавной растерявшейся Валентины, панически боящейся, что не сможет покормить только что родившегося сыночка — «Колыбельная» Т. Миннуллина, темпераментной, активной Катарины — «Укрощение строптивой» и влюбленной, властной, но одновременно мятущейся Клеопатры — «Антоний и Клеопатра» В. Шекспира.

Явлением театрального искусства стал созданный Гайнуллиной образ Ларисы — «Бесприданница» А.Островского в 1983 году. В выстроенных режиссером взаимоотношениях персонажей Ларисе отведена главная и в то же время зависимая роль. Она оказывается красивой вещью, которой многие хотят обладать, не заботясь о чувствах и желаниях самой героини. Актриса давала почувствовать смутные, тревожные ожидания Ларисы, трепетность и одновременно решительность ее характера. Драматический конфликт героини с окружающей средой актриса передавала через отрешенность, внутреннюю сосредоточенность. Лейтмотивом образа стали тоска по свободе и отчаянная решимость вырваться из затхлого мира лицемерия, обывательщины, мира, где властвует денежный чистоган. Тоска по другой, вольной жизни особенно ярко проявлялась в сцене страстного, эмоционального исполнения ею цыганской песни, своеобразной метафоры одиночества и мечты. Гайнуллина создавала образ Ларисы «как сверхобраз стройной страдающей души, в ней нет ничего нарочитого, все естественно. И у зрителя нет никаких вопросов — только восторг, благодарность, нечастые в нашем современном театре. Все национальное художественно плодотворно прожито, претворено в этом образе. Мы такого не видели — кажется читали что-то похожее о Комиссаржевской, о раннем МХТ»; «Никакая не «мировая душа» — живая Ларисина душа горит перед нами»,— писали восхищенные А. Журавлева (доктор филологических наук, профессор Московского университета) и В. Некрасов (театральный критик) 19 апреля и 13 июня 1989 года в газетах «Рабочий край», «Советская Татария» в статьях «Драма и трагедия двух душ», «Мы такого не видели». «Лариса Дмитриевна в своей блоковской красоте, тяге к цыганам, беззащитности перед страстью — существо поэтическое, не от мира сего. Эта возвышающая жажда идеала сыграна актрисой насыщенно и вдохновенно»,— писал ранее А. Иняхин (ж. «Театр», № 2, 1984 — «О преимуществах медленной игры»),

Гайнуллина много лет играла ошеломившую всех Ларису. За прошедшие годы героиня не только не потускнела, а наоборот, с каждым годом набирала полноту жизни. Именно совершенство работы позволило на фестивале драматургии А. Островского в апреле 1989 года назвать ее работу «выдающейся».

К этому же ряду можно причислить и образ Шамсегаян — «Три аршина земли» А. Гилязова. Гайнуллина, последовательно выстраивая драматический путь развития характера своей героини, от бесконечно счастливой, юной, влюбленной деревенской девушки, до безвременно состарившейся, умирающей от тоски по родине женщины, убедительно показывала трагическое осознание вины человеком, предавшим родную землю. Когда она со слезами на глазах, вместе с мужем рассматривала вышитое ею полотенце с изображением родных мест, у зрителей от волнения горло перехватывало.

Остротой социально-психологической характеристики отличаются образы Гайни — «Несчастный юноша» Г. Камала, Шафак — «В ночь лунного затмения» М. Карима, злобной Нины — «Ильгизар + Вера» Т. Миннуллина, мощной духом, властной Джа- ники — «Идегей» Ю. Сафиуллина, довольно деспотичной красавицы Реневой — «Светит, да не греет» А. Островского. В этих ролях при скупости, сдержанности внешнего рисунка игра актрисы, как всегда, захватывала своей внутренней темпераментностью, страстностью.

Шли годы, уходила юность. Уже вырос сын и стал актером того же театра, где работают родители (муж и отец Ильдар Хайруллин). Наступал трудный для любой актрисы, особенно бывшей молодой героини, период перехода на возрастные роли. На пограничье оказались мастерски созданные образы мягкой, душевно растревоженной Анисы — «Любовница» Т. Миннуллина, суровой, сдержанной Фру Альвинг в психологической драме норвежского автора Г. Ибсена «Привидения», шумной, громогласной, эмоциональной, вспыхивающей как спичка, Розы — «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо.

Все они отличались глубиной проникновения в суть характера уже немолодых женщин, вбирали в себя многогранность дарования актрисы, умеющей виртуозно и доказательно раскрывать лирическую, драматическую, комическую стороны персонажа.

А потом наступил перерыв на несколько лет, пока в 2004 году она не сыграла в спектакле «Рана» М. Гилязова по повести А. Гилязова пожилую Зулейху, потерявшую на войне сына, немногословную, тихую старую деревенскую женщину с незаживающей душевной раной.

И только в 2009 и 2010 годах Гайнуллина, сыграв Наташу, Гайшу в спектаклях «Кукольная свадьба» М. Гилязова, Р. Хамида, «Женщины 41-го» 3. Зайнуллина, заставила вспомнить ее великолепное мастерство. В первом случае она сыграла яркую, деловую хваткую хозяйку дома терпимости, а во втором — толстую, плохо двигающуюся, вернее, даже перекатывающую свое тело с постели на пол, забавную, незлобивую старушку. Молодые актрисы, играющие в этом спектакле, могли получить замечательный урок актерского мастерства.

Алсу Гайнуллина нашла свою новую характерную возрастную нишу в репертуаре театра им. Г. Камала.

Актриса глубокой жизненной правды, яркой сценической формы, она внесла и вносит значительный вклад в татарскую театральную культуру.

 

И. Илялова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Автор-составитель Донина Лариса Николаевна.
Защищен авторским правом, просьба при копировании ссылаться на автора.